30.12.21 Декларация государственности гармоничного интегративного строя
Проект
Одобрена решением Организационного комитета
Федерального Народного Совета ---_декабря 2021 года.
Редактирование Декларации осуществляется
Программной комиссией ФНС
Декларация государственности
гармоничного интегративного строя
Социальный мир организуется и движется личностями, их сообществами, такими как семья, корпоративные, профессиональные и территориальные объединения, наконец, обществом, которое организуется в пределах отдельной страны, а затем и в пределах всей локальной цивилизации. Управляющим механизмом обществ, стран и цивилизаций исторически является государство.
- Феномен государства и его миссия
Основная миссия государства, из которой вытекают его полномочия, – властно регулировать действия и взаимодействия членов общества – личностей и их сообществ, создавая внутренние и внешние условия поддержания устойчивого порядка (правопорядка) и достижения целей гармоничного устойчивого развития человека, семьи, народа и страны, основанного на традициях, праве.
В дискуссии о будущем – частное оно или публичное – мы говорим о гармонии публичного и частного с приоритетом публичного. Мы выбираем государство как форму организации и представительства всего общества и народа, а не транснациональные частные корпорации (взамен или в подмен государства), представляющие исключительно кланы мировой олигархии и их интересы.
Страны бывают двух видов: страна как часть своей локальной цивилизации (например, многие страны Европы, англо-саксонского мира, Латинской Америки и Африки) и страна, охватывающая всю свою цивилизацию или являющаяся ее ядром (Россия, США, Китай, Индия, Япония). Соответственно и государства существуют как государства-нации и как государства-цивилизации (некоторые из них называли «империями», хотя это не всегда совпадающие сущности). Государства-нации тяготеют объединяться в государства-цивилизации в виде федерации (Россия, Индия, США), конфедерации (Евросоюз), «квазиконфедерации» (международные союзы, как, например, Содружество англо-саксонской цивилизации, Содружество российской/евразийской цивилизации, Организация Исламская конференция и др.), делегируя при этом часть, порой значительную, своего суверенитета управляющим структурам государства-цивилизации или его государственному ядру. Подлинно суверенными могут быть только государства-цивилизации.
Русская/российская/евразийская цивилизация состоит как бы из трех цивилизационных кругов. Ядро цивилизации – Триединая Русь (Великороссия, Малороссия-Украина и Белороссия-Беларусь). Второй круг – российский – Россия в ее современных границах. Третий круг – евразийский – примерно в границах Содружества Независимых Государств. Формы государственности такой сложно устроенной цивилизации также сложно устроены: государственное ядро цивилизации – федеративная Россия, внешний круг цивилизации охватывают «квазиконфедеративные» (международно-договорные) образования – Содружество Независимых Государств, Евразийский экономический союз, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Таможенный союз. Кстати, некоторую схожесть можно увидеть с конструкцией государственности англо-саксонской цивилизации: государственное ядро – федеративные Соединенные Штаты Америки в цивилизационном альянсе с «квазифедеративной» Великобританией, второе кольцо – Содружество наций (Австралия, Канада, Новая Зеландия, ряд островных стран).
- Гармоничное интегративное государство-цивилизация и его полномочия
Мы рассматриваем гармоничное интегративное государство-цивилизацию как должный, высший тип государственности. Высшая и основная его миссия – содействие познанию, освоению и преображению Космоса: космоса человека и человеческой личности; космоса своей цивилизации и своей Традиции; космоса Земли, включая и Мировой океан; космоса Вселенной, то есть космоса всех форм движения и организации материи; содействие познанию и освоению Духовного мира[1].
Исполнить эту миссию невозможно без Божьего содействия. А потому такое государство – светское по форме (и это принципиально важно), но сакральное по своему существу, ищущее опору в Добре, Любви и Истине. Государство обязано отсекать от власти и ограждать общество от влияния человеконенавистнических идей и тайных традиций (контринициаций), носящих Богоборческий характер, обеспечивать духовную безопасность общества и личности.
Отсюда и полномочия государства, необходимые для реализации его высокой миссии:
1) создавать условия и возможности увеличения и раскрытия человеческого потенциала и полноты каждой личности, помогать ей возрастать от потенциальной к действительной (от образа к подобию Божьему), становиться гармоничной, здоровой, патриотичной, духовно ориентированной и созидательной, обеспечить для нее гарантированную возможность творческого труда, возможность для каждого найти полное применение своим способностям, осуществиться в своем служении и предназначении;
2) способствовать формированию здорового солидарного общества в традиции, присущей данной цивилизации;
3) сохранять, правильно и верно развивать свою цивилизационную традицию;
4) обеспечивать суверенитет и оборону своего государства-цивилизации, страны и народа, в том числе духовную безопасность, необходимую и достаточную защиту своим гражданам внутри и вовне страны;
5) формировать правопорядок, основанный на традиции и законе;
6) организовывать оптимальное территориальное устройство, поселенческую структуру и охрану границ страны;
7) способствовать гармоничному и динамичному экономическому и социальному развитию своей страны-цивилизации;
8) формировать, т.е. отбирать, обучать, воспитывать и продвигать предназначенных к управлению людей, способных исполнять государственную миссию и полномочия на необходимом и достаточном уровне, воспринимать свой личностный и профессиональный рост как общественное служение;
9) вносить необходимый и достаточный вклад в формирование универсального всеединства мира, направленного на познание, освоение и преображение Космоса.
Государство российское, его сохранение и возрастание в гармоничной интегративности есть одна из высших ценностей и смыслов российской цивилизации. Государство должно быть достаточно сильным, бороться с порочными свойствами человека, упорно, жестко и умело искоренять криминал и коррупцию, уметь быть устойчиво гармоничным и отстаивать себя, иначе на его место придут самозванцы – изнутри и извне – и криминальные элементы. Основа такого государства – гармония закона и благодати, буквы и духа права в жизни по правде.
Именно право по совести и его высший юридический акт – закон должны устанавливать и удерживать рамки гармонии на «онтологических осях» – между трудом и капиталом, между интересами государства-цивилизации и мировыми универсалиями, определять рамки допустимости социального зла («криминального стойла» и социальной проекции неизбежных человеческих пороков).
Вся деятельность государства должна быть пронизана ценностями справедливости, солидарности, свободы (той, что присуща гармоничной интегративности), государственного, территориального, общественного и личностного самоуправления, созидания в добре и любви, минимизируя неизбежное социальное зло и его проявления в мире. Настоящее могущество не способно противоречить добру. Государственное и общественное злотворение, – черта несовершенства. Оно может быть особенностью силы, злой силы, но не могущества.
Поэтому чрезвычайно важно для государства устроение публичной власти, установление форм и способов участия и представительства народа во власти. Для гармоничного интегративного государства это сущностно важно – такое государство не возникает и не существует без поддержки и соработничества солидарного общества и его институтов. Государство и его публичная власть не могут устойчиво и долговременно существовать, не говоря уже о том, чтобы развиваться, без социальной гармонии.
Именно поэтому руководство политического класса должно понимать и принимать эту цель – формирование гармоничного интегративного государства – и соответствующую этой цели государственную идеологию. Путь к гармоничному интегративному строю и государству – свой для каждой локальной цивилизации, но он неизбежен и безальтернативен. Нет другого пути к социальной гармонии и к гармоничному развитию народа и страны.
Отсюда и многоединые задачи государства в сферах государственного и общественного строительства:
- содействие формированию значительного слоя гармоничных, здоровых, патриотичных, созидательных личностей, из которых и состоит солидарное общество и его институты;
- создание такого механизма формирования (избрания) органов публичной власти, который бы обеспечивал их не подвергающуюся сомнениям легальность и легитимность при репрезентативном (т.е. отражающим структуру общества и ей соответствующим) представительстве общественных слоев и сообществ.
- Солидарное общество – основа гармоничного интегративного государства
Формируя гармонию публичной и частной власти (власти корпоративных и общественных институтов), государство должно отдавать приоритет публичной власти, основанной на принципах гармоничной интегративности, над властью частной, рассматривая такую публичную власть как власть солидарного общества, всего народа. Но публичная власть при этом должна строго следить за тем, чтобы быть не только легальной (действовать в рамках права и закона), но и легитимной, то есть такой, которую солидарное общество, а значит и большинство народа, признает своей. Для этого процедуры формирования публичной власти должны приниматься и признаваться как справедливые (честные) обществом и его представительскими институтами.
Гармоничное интегративное государство может быть только государством солидарного (в пределе – соборного) общества с его развитыми институтами, которое является единственным источником его легитимности и его опорой. При этом развитие солидарного общества и его институтов (функциональных и территориальных сообществ, общественных палат и советов, добровольчества (волонтерства), благотворительности, семьи как важнейшего института, поскольку солидарное общество – семья семей) есть условие существования и развития самого гармоничного государства.
Гармоничная созидательная личность, солидарное общество, гармоничное интегративное государство-цивилизация могут формироваться и развиваться исключительно в системе смыслов, ценностей и целей онтологии гармоничной интегративности. Поэтому сохранение и развитие этой ценностной и целевой системы как государственной идеологии есть необходимое условие существования и развития самого государства, общества и личности.
- Управленческая элита гармоничного государства
Одна из базовых задач государства – формирование управленческой элиты: государственных и муниципальных должностных лиц и служащих, военных, работников судов и прокуратуры, служащих правоохранительных и следственных органов, специальных служб и дипломатов, руководителей государственных и муниципальных корпораций. Ее невозможно качественно сформировать без государственной идеологии. Управленческая элита должна быть особым слоем, подобранным, обученным и воспитанным как воины социальной веры, стоящие на служении гармоничному государству и солидарному обществу, то есть стране и народу, а не частным корпорациям, отдельным индивидам, сообществам или партиям. Особое внимание следует уделять подготовке и формированию судейского корпуса, где личностные качества, равно как и профессиональные, являются абсолютно необходимой и определяющей составляющей судейского служения.
Подходить к формированию образа мыслей и действий государственного и муниципального служащего следует еще в период его профессиональной подготовки, тем самым закладывая нравственной фундамент его службы. Подготовка российского чиновника должна включать в себя современные практики общественного служения, такие как добровольческая (волонтерская) и благотворительная деятельность, социальное проектирование и конструирование. Использование подходов и принципов «обучения служением» позволяет еще в период профессиональной подготовки формировать образ жизни будущего государственного, муниципального и общественного деятеля, наполненный нравственными ценностями и практическим опытом служения стране, обществу, людям, общим целям и добру.
При этом управленческая элита не должна быть ни замкнутой кастой, ни наследственным сословием. По своему составу она должен быть живым, подвижным общественным слоем, всегда пополняющимся новыми, способными людьми, и всегда готовой освободить себя от неспособных. Если управленческая элита не пополняется лицами с элитарными качествами, то ухудшается ее состав и происходит рост контрэлиты, что чревато ростом неустойчивости и дисгармонии в государственном управлении и, – как следствие, – в общественном самоуправлении в целом.
Мы все – от правителя до простого человека – должны научиться узнавать людей духовного заряда, российской цивилизационной традиции, способных внутренне противостоять процессам человеческой деградации в новом «постчеловеческом» социуме, честных, ответственных, умных и талантливых профессионалов, и всячески выдвигать их, порой и «подвигаясь» для них.
Принадлежность к управленческой элите есть не привилегия и не «кормление», а несение трудного и ответственного служения. Это служение требует от человека не только особых природных качеств воина и философа одновременно, соответствующих знаний, умений и навыков, но и особого, строгого к себе и своей семье образа жизни в жилище, быту, одежде и досуге. Справедливая, обращенная к стране и народу публичная власть, справедливый и честный суд, стоящий на страже закона и справедливости, эффективное правоохранение невозможны, если в большинстве своем не будут состоять из гармоничных, созидательных, патриотичных личностей. Ранг в социальной жизни необходим и неизбежен, но он должен обосновываться личностными качествами, оправдываться трудом и ответственностью.
Должны быть искоренена (минимизирована и загнана в «криминальное стойло») дурная практика частного наживания на публичной должности, именуемая раньше «кормлением», а теперь – коррупцией. Министр, губернатор или мэр, живущий поборами; судья, торгующий приговором и презирающий закон и справедливость; следователь-вымогатель, чиновник-взяточник и растратчик, – все эти больные и кривые явления нашего бытия, должны уйти из сегодняшней, а тем более завтрашней жизни. Коррупция должна быть объявлена государственным преступлением с соответствующими тяжести этого определения уголовными санкциями, включающими и конфискацию в пользу государства преступно нажитого имущества. И именно потому, что коррумпированное государство – абсолютно неэффективное государство, неспособное осуществлять должным образом свою миссию и полномочия, плодящее дисгармонии – социальное зло – во всех сферах государственной и общественной жизни. Публичные должности, от самой малой до самой большой, должны давать человеку удовлетворяющее его вознаграждение и должны восприниматься им как служение. Человек, не удовлетворяющейся такой законной заработной платой, не имеет права занимать соответствующую должность. Всякая власть, всякое водительство обязывает к самоограничению.
Ведущий управленческий слой призван именно вести, а не гнать, не запугивать, не порабощать людей. Он призван и обязан чтить и поощрять свободное творчество ведомого им народа. Он не командует (за исключением чрезвычайных ситуаций и военного времени), а организует, и притом лишь в пределах общего и публичного интереса. Вести можно только свободных, погонщики и надсмотрщики нужны только рабам. Лучший способ вести – живой пример. Авантюристы, карьеристы, хищники и мздоимцы не могут вести народ, а если поведут, то приведут обязательно в яму.
5. Россия как государство-цивилизация централизованного федерализма и местного самоуправления
Для России, как сложно устроенного государства-цивилизации, существуют и вопросы федерализма. Россия (и Советский Союз) как федеративное государство возникло и складывалось в советский период и – в трансформированном и не всегда оптимальном виде – уже в постсоветский. Российский федерализм – во многих своих частях искусственный, незрелый, его конституционное конструирование продолжается. Будучи сторонниками эволюционной социальной трансформации, полагаем, что сегодня отказ от федеративного устройства российского государства был бы несвоевременен и несущим большие риски. В то же время конституционная модель федеративных отношений в России нуждается в коррекции.
Сегодня целесообразен переход к модели «централизованного федерализма», которая предполагает:
- единообразную в своих основах, конституционно установленную организацию публичной власти и местного самоуправления в субъектах федерации;
- единообразный в своих основах бюджетно-налоговый процесс во всех субъектах федерации и единообразность бюджетно-налоговых отношений федерации с субъектами федерации;
- разграничение полномочий между федерацией и субъектами федерации таким образом, что за федерацией остаются основные государствообразующие, общецивилизационные полномочия и их регулирование, за субъектами федерации – организация и регулирование общественной и культурной жизни, связанные со спецификой конкретного субъекта федерации, а также регулирование и организация хозяйственной деятельности.
Пределы и характер полномочий субъектов федерации в организации публичной власти и хозяйственной деятельности устанавливаются Конституцией России и – в развитие – федеральными законами.
Единообразная в своих общих принципах организация местного самоуправления в стране, схожие полномочия для каждого вида муниципалитетов и выборность местной власти, включая глав муниципалитетов, – эти важнейшие принципы российского муниципализма должны быть установлены федеральным законом и неукоснительно выполняться.
Развитое местное самоуправление может быть только в солидарном обществе. С другой стороны, местное самоуправление – один из инструментов формирования самого солидарного общества и необходимая скрепа большого федеративного государства. Можно говорить о «равнобедренном» (или «равностороннем») треугольнике федерализма: муниципалитеты, субъекты федерации, центральная власть. Если стороны такого «треугольника» сопоставимо значимы – это залог необходимой устойчивости. Без солидарного общества этого не получится – следовательно, такое общество тоже необходимая скрепа. Скрепой федеративного государства является и межмуниципальное сотрудничество – в стране должна быть сильная, авторитетная и единая ассоциация местных властей, напрямую взаимодействующая с центральной властью.
Главы субъектов федерации в государстве «централизованного федерализма» должны выдвигаться на свои должности главой государства и легитимироваться законодательными-представительными собраниями субъектов федерации. Также и освобождение их от должности должно быть исключительной прерогативой главы государства. При этом региональное законодательное собрание может выступать с инициативой отстранения главы субъекта, выразив ему квалифицированным большинством свое мотивированное недоверие, однако окончательное решение всегда остается за главой государства.
6. Государство Российское – президентская республика
Мы полагаем, что для России, имея в виду её сложное государственное устроение и управленческие традиции, необходимой моделью в настоящих условиях является президентская (может быть, даже «суперпрезидентская») республика. Именно президентская властная «вертикаль» должна быть стержнем, формирующим и регулирующим Российское федеративное государство снизу доверху. Изначальная легитимность такой президентской «супервласти» обуславливается ее следованием по пути создания гармоничного интегративного государства, солидарного общества, обеспечения народосбережения, народоумножения и увеличения человеческого потенциала цивилизации и утрачивается при отказе от этого пути.
Кандидаты на пост Президента Российской Федерации выдвигаются единой политической партией числом не менее двух (в модели «народного консенсуса») или каждой политической партией, представленной на Съезде народных депутатов и в Государственной Думе (в модели партийного народного самоуправления), при одобрении Федерального Народного Совета. Кандидатур, вдвинутых для всеобщего голосования, должно быть, таким образом не менее двух. Голосование на выборах Президента – всеобщее, прямое, равное и тайное. Избранное лицо должно получить не менее половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (в один или два тура), при условии, что число принявших участие составляет больше половины всех зарегистрированных избирателей.
Президент наделен существенными полномочиями: он глава государства, верховный главнокомандующий, глава системы исполнительной власти, обладает правом законодательной инициативы и законодательного вето, правом помилования.
Президент участвует в формировании судебной власти и прокуратуры: судьи Конституционного и Верховного Судов, Генеральный прокурор назначаются Советом Федерации по представлению Президента и по согласованию с Федеральным Народным Советом (при этом председатели Конституционного и Верховного Судов избираются судьями этих судов тайным голосованием). Иные федеральные судьи и прокуроры назначаются Президентом (последние – по представлению Генерального прокурора). В стране должна быть создана соответствующая государственной идеологии система подготовки профессиональных и ответственных судей и прокуроров, обеспечивающая им карьерный и личностный рост. Должна быть создана и система контроля за работой судей и прокуроров, корректирующая их деятельность и прекращающая ее в случае утраты ими должного профессионального и личностного статуса.
Президент назначает и освобождает от должности Председателя Правительства и его заместителей, федеральных министров; эти назначения подлежат утверждению Государственной Думой. Государственная Дума осуществляет контроль за деятельностью Правительства и вправе ставить перед Президентом вопрос об отставке Правительства или отставке отдельных членов Правительства.
Президент обнародует Стратегии развития страны на краткосрочный (1 год), среднесрочный (4 – 5 лет) и долгосрочный (20 – 25 лет) периоды, основанные на государственной идеологии и ее развивающие, согласованные с Федеральным Народным Советом и подлежащие утверждению Съездом народных депутатов.
Президент является гарантом Конституции, гарантом исполнения Стратегии развития страны и гарантом следования гармоничной интегративности с ее солидарным обществом, гармоничным государством народного большинства и солидарной экономикой.
7. Государство Российское – государство народного самоуправления и общественного согласия
Законодательная-представительная власть в современном мире, как показывает политическая практика почти всех государств-цивилизаций, устроена по модели выборного народного представительства на всех уровнях публичной власти (такую модель часто называют парламентаризмом), и несет на себе отпечаток традиций и истории конкретной страны.
Какая модель народного представительства и самоуправления соответствует природе гармоничного интегративного государства и солидарного общества в России? Полагаем, что сегодня можно говорить о двух вариантах: модели плебисцитарного народного самоуправления и модели партийного народного самоуправления. Скажем сразу, что обе модели должны базироваться на признании политическим классом и общественным большинством онтологии гармоничного интегративного строя русской/российской/евразийской цивилизации как государственной идеологии и формировании на этой смысловой, ценностной и целевой основе своего рода «общественного договора» («народного консенсуса»), отраженного в Конституции государства. Без такого консенсуса эти модели должным образом не работают.
Модель плебисцитарного народного самоуправления предполагает следующее:
- наличие единой – или полностью доминирующей над другими – политической организации (партии), отражающей и подтверждающей общественно-политическое единство политического класса (руководящего общественного слоя) и большинства народа, и легитимной в глазах солидарного общества. Такая партия является носителем государственной идеологии гармоничного интегративного строя; ее легитимность основана на «общественном договоре» («народном консенсусе»), форма которого может быть различна, включая соответствующее конституционное и законодательное оформление. «Общественный договор» должен установить и обосновать взаимные права и обязанности народа и властвующей элиты, включая как обязательное условие сохранение и развитие онтологии гармоничной интегративности и соответствующей ей государственной идеологии;
- контроль за соблюдением «общественного договора», который безусловно должен быть обеспечен, осуществляют как институты публичной власти (Конституционный и Верховный Суды, «Президентская вертикаль» и Генеральная прокуратура), так и легальные и легитимные народные представители, основным из которых может стать легально и организационно оформленный Федеральный Народный Совет как объединяющая организация основных общественных сил солидарного общества и их интеллектуальных центров;
- основная задача единой политической партии «общественного договора» в соработничестве с Федеральным Народным Советом – отбор, подготовка и расстановка управленческих кадров: государственных и муниципальных служащих и лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, руководителей и служащих государственных и муниципальных хозяйствующих корпораций и учреждений, а также контроль за их личностным статусом – как профессиональным, так и нравственным. Отказ в доверии – со стороны партии «народного консенсуса» и/или Федерального Народного Совета – для лиц, этот статус утративших, имеет следствием оставление должности;
- еще одна основная задача партии «народного консенсуса» – и также в соработничестве с Федеральным Народным Советом – сохранение и развитие онтологии и государственной идеологии гармоничной интегративности, российской цивилизационной традиции, удержание и реализация миссии и Высокой мечты России – познание, освоение и преображение Космоса; строительства универсального всеединства мира и симфонии его локальных цивилизаций;
- внутри единой политической партии должно быть обеспечено установленное федеральным законом самоуправление и представительство широкого спектра мнений, идеологическая многоплатформенность (но в рамках онтологии гармонии) и исключение многолетнего партийного «вождизма». Однако принцип «демократического централизма» должен быть неизменен – после принятие решения (а надо стремиться к консенсуальному принятию, т.е. значимым большинством) партия должна действовать как единое целое. Нарушители этого принципа из партии исключаются;
- выборы законодательных-представительных органов публичной власти всех уровней – всеобщие, прямые, равные, тайные и при этом соревновательные. Все способы голосования, ставящие под вопрос легитимность его результатов (голосование «по почте», «электронное» голосование без должного общественного контроля, снимающего сомнения в легитимности такого голосования, и т.п.) должны быть исключены из современной политической практики. Кандидаты выдвигаются единой политической партией числом не менее двух кандидатов на каждый избирательный округ (в многомандатном округе – не менее полуторократного количества кандидатов). Выборы проходят исключительно по одномандатным или многомандатным мажоритарным округам. Законодательные-представительные органы публичной власти должны быть максимально представительны и репрезентативны, подавляющее большинство депутатов работают на непостоянной основе;
- высший государственный орган законодательной и представительной власти России в политической модели «народного консенсуса» тоже должен быть консенсуальным и потому максимально представительным. Опираясь на советский опыт плебисцитарной демократии, полагаем, что таковым может стать всенародно избранный Съезд народных депутатов Российской Федерации – периодически заседающий, максимально представительный и репрезентативный орган. Его депутаты работают на непостоянной основе. Съезд народных депутатов избирает из своего состава постоянно работающую Государственную Думу (200 – 250 депутатов). Все федеральные законы, бюджет и национальные стратегии должны приниматься Государственной Думой и утверждаться Съездом народных депутатов.
Совет Федерации – палата регионов – может формироваться по схожим принципам, что и сейчас: один сенатор от региона избирается региональным законодательным-представительным органом из своего состава, другой сенатор утверждается главой субъекта федерации.
Трансформация нынешней партийно-политической системы в политическую модель народного консенсуса возможна либо через создание заново общенародной партии, либо через создание таковой на основе трансформированной партии «Единая Россия» с вошедшими в нее на правах платформ действующими парламентскими партиями. Соработничество организованного солидарного общества, единым представителем которого может выступить легально утвержденный таковым Федеральный Народный Совет, при создании и партии, и всей политической системы народного консенсуса, – обязательно. Главное условие при этом: принятие и утверждение государственной идеологии гармоничной интегративности русской/российской/евразийской цивилизации с её пониманием справедливости, солидарности, свободы, самоуправления и созидания, которая становится идеологией общенародной политической партии. Идеологии партийных платформ выражают интересы различных социальных групп и направлений – труда, национального капитала, традиций, мировых универсалий.
Модель «партийного народного самоуправления» отличается от консенсуального несколькими важными узлами (в остальном они схожи):
- политический класс организован в несколько политических партий (вариантом этой модели является двупартийность, когда политических партий две), обладающих необходимой и достаточной политической субъектностью (в отличие от сегодняшних малосубъектных «протопартий»). Все политические партии действуют в рамках «общественного договора» и государственной идеологии, как и в предыдущей модели. Каждая партия через свою партийную идеологию развивает и представляет те или иные особенности «онтологических осей» гармоничной интегративности (поддержка труда, поддержка собственников капитала (предпринимателей), поддержка традиции, поддержка всемирных универсалий и т.п.). Однако партийные идеологические акценты и основанная на них партийная деятельность – также как и партийные платформы в модели единой общенародной партии – формируются и осуществляются исключительно в рамках «общественного договора», за соблюдением которых следят как публичные власти (Конституционный и Верховный Суды, «Президентская вертикаль» и Генеральная прокуратура), так и общественные институты солидарного общества (Федеральный Народный Совет);
- основная функция политической партии в этой модели та же, что и единой политической партии в модели «народного консенсуса» – отбор, подготовка и расстановка кадров на принципах партийной соревновательности. Развитие партийных идеологий в русле и в рамках государственной идеологии – также важная задача политических партий;
- внутрипартийное самоуправление и его принципы, как равно и общие основы деятельности политических партий, устанавливаются федеральным законом. «Вождизм» как основа организации и деятельности политических партий запрещается;
- выборы на всех уровнях публичной власти, включая глав муниципалитетов, осуществляются как конкурентные между кандидатами политических партий; выборы законодательных-представительных органов публичной власти проходят по мажоритарной или смешанной – пропорционально-мажоритарной системе;
- высший законодательный-представительный орган Российской Федерации – Съезд народных депутатов – избирается по пропорционально-мажоритарной системе и формирует постоянно действующую Государственную Думу, исходя из пропорции представительства политических партий на Съезде народных депутатов. Руководство политических партий предлагает своих депутатов в Государственную Думу в соответствии с полученной квотой, эти предложения утверждаются Съездом народных депутатов.
Трансформация сегодняшней квазипартийной политической демократии в политическую модель партийного народного самоуправления возможна (если следовать концепции эволюционной трансформации государства) на базе сложившейся протопартийной системы, преобразуя действующие протопартии в полносубъектные партии народного самоуправления. Для чего необходимо:
- принятие всеми партиями, претендующими войти в политическую систему народного самоуправления, онтологии гармоничной интегративности как безальтернативной основы государственной и партийных идеологий;
- заключение между партиями, как полносубъектными представителями политического класса, и обществом «общественного договора» (в различных правовых формах) со взаимными обязательствами руководящей элиты государства и общественных институтов по гармоничному устойчивому развитию России как страны, цивилизации и государства.
Возможна и смешанная форма народного самоуправления, когда наряду с единой общенародной партией действуют небольшие партии, строящие свою партийную идеологию также на основе государственной идеологии. Однако эту модель стоит рассматривать как переходную к модели плебисцитарного народного самоуправления: вряд ли малые партии имеют возможности и перспективы существенного политического влияния.
Надо также отметить, что политические партии, не строящие свою партийную идеологию и деятельность в соответствии с государственной идеологией, должны исключаться из политической жизни.
8. Федеральный Народный Совет как организатор и представитель солидарного общества
Важнейшую роль в организации и деятельности государства гармоничного интегративного строя, как уже неоднократно подчеркивалось, играет организованное солидарное общество, прообразом единого представителя которого сегодня выступает Федеральный Народный Совет.
Организованное солидарное общество в лице его уполномоченных представителей:
- выступает стороной в формировании и заключении «общественного договора» и стороной контроля за его соблюдением, как и стороной контроля за следованием государственной идеологии самим государством и его институтами и партией (партиями) на всех уровнях публичной власти и государственного управления;
- является носителем онтологии гармоничной интегративности и субъектом, организующем (в соработничестве с государством) ее развитие в науке, философии, богословии, искусстве и в государственной идеологии;
- выступает организатором и модератором постоянного диалога между обществом и властью;
- ведет реестр общественных объединений солидарного общества на федеральном, региональном и местном уровне;
- согласовывает (одобряет) кандидатов на должность Президента Российской Федерации;
- в соработничестве с государством формирует Стратегию развития страны и контролирует ход ее реализации.
Формирование единого представителя солидарного общества на всех уровнях публичной власти и управления возможно сегодня на основе системы общественных палат (муниципальных и региональных), расширяя их состав и трансформируя в народные советы, установив федеральным законом принципы их организации и деятельности.
Федеральным законом должны быть установлены принципы организации и деятельности самого Федерального Народного Совета как единого уполномоченного представителя солидарного общества, опирающегося на сеть общественных палат (народных советов) на местах, и помимо них включающего в себя представителей всех слоев и общественных институтов: объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы, представительство традиционных конфессий, академическое сообщество, концептуальные интеллектуальные центры, сообщества искусств, объединения журналистов, военно-патриотические, ветеранские, молодежные, спортивные, родительские, добровольческие (волонтерские) и другие общественные объединения – в пределе все достаточно представительные общественные объединения и институты.
Организованное солидарное общество и его Федеральный Народный Совет по своей сути является общественной основой политической и государственной власти; его политическим ядром и представительством в публичной власти является партия (партии). И ничем иным российские политические партии – если они российские – быть не могут и не должны.
9. Цифровизация общества и государства как вызов времени: благо и угрозы
Государственная власть и управление все более цифровизируется.
Цифровизация и широкое использование технологий искусственного интеллекта в публичном управлении, безусловно, есть требование времени. С их применением могут рационализироваться и объективизироваться процедуры и процессы управления и права, как и само материальное и процессуальное право. И потому их осмысленное и последовательное внедрение в управленческую и правовую практику стоит поддерживать.
Однако цифровизация несет и риски. Риски связаны как с отрывом цифры-знака от обозначаемой социальной реальности (неадекватное отражение мира), так и с попыткой подменить субъекты-личности цифровыми объектами, становящимися квазисубъектами (именно такой путь для искусственного интеллекта нередко вычерчивают некоторые его творцы). Необходимо пресекать попытки прямого контроля над сознанием человека и его поведением с помощью киберсистем, виртуальной реальности и психотропных средств различных видов. Риски цифровизации следует постоянно отслеживать и минимизировать, поощряя и поддерживая при этом позитивное и полезное для людей, общества и государства в этих технологиях. Цифровые технологии должны быть не «умными», а «мудрыми». Государство должно иметь полный контроль над внедряемыми цифровыми технологиями и никогда его не терять.
10. Некоторые итоги и выводы.
Итак, государство устойчиво и гармонично развивающейся России должно:
- иметь государственную идеологию, закрепленную конституционно и законодательно, в основе которой – онтология гармоничной интегративности;
- опираться на солидарное общество;
- быть государством-цивилизацией «централизованного федерализма» с балансом между центральной, региональной и местной властями;
- быть президентской республикой с большой властью Президента и его «вертикали», реализующей государственную идеологию и стратегию развития страны под контролем организованного солидарного общества;
- иметь законодательную (представительную) власть, формируемую соревновательно партиями или платформами единой политической партии на принципах широкого и репрезентативного народного представительства;
- иметь законодательно установленное представительство солидарного общества на всех уровнях публичного управления;
- широко использовать цифровизацию и технологии искусственного интеллекта в публичной власти, управлении и праве, минимизируя при этом связанные с таким использованием риски и устанавливая пределы цифровизации власти, управления, общественной и частной жизни.
[1] Как свидетельствует Апостол Павел, «[Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим. 2. 1-7). Собственно, это и есть установление целей человека и мира.