Доклад Ермакова Ю.А.
Доклад
«Воспитание гражданина - патриота - творца - созидателя социального государства методами театрально-художественного творчества»
Целевой проект Программы развития гражданского общества
«От способностей Человека к эффективной экономике»
Докладчик: Ермаков Юрий Анатольевич, писатель, режиссер, сценарист, руководитель детской театральной студии «Радость» Профсоюзов «Единение»
Каждый Человек от рождения наделён способностями и талантом, их необходимо выявить и реализовать, что обеспечит социальное благополучие Человека.
Человек талантливый в профессии – основа эффективного общества и государства.
Главный капитал и ресурс страны - это сам человек и многодетная семья, как трудовой союз, формирующий в любви человека созидателя-творца и являющийся основой приумножения человеческого капитала для эффективного гражданского общества и развития экономики.
Настало время посмотреть на человека и семью, как на производителей культуры, духовных ценностей и валового внутреннего продукта страны (ВВП), выраженного в стоимости, количестве и качестве продукции и услуг. Семья и человек это главные возобновляемые ресурсы страны, и от того сколько их будет и какого они будут качества зависит благополучие и безопасность в суверенном государстве и обществе. Если страна, как субъект мировой государственно-экономической системы, что-то производит своими субъектами производства (государственными и частными), то человек и семья это средства производства, которые могут быть эффективными или нет, и даже разрушительными.
С младенчества человек должен осознать, что он от рождения наделен способностями и талантом, которые необходимо выявить и реализовать, что обеспечит его благополучие в жизни. Целесообразно, чтобы этот процесс осознания проходил в труде, приносящем человеку и семье дополнительный доход, используя механизмы предпринимательства и самозанятости.
Целевым проектом изучается и обобщается опыт практической работы в театральной педагогике, художественном творчестве, народных промыслах и фольклоре, литературе, поэзии, драматургии, психологии и культурно-досуговой деятельности для подготовки и реализации целевого проекта, в также выявляются эффективные методики, программы, технологии, способы, практики и специалисты способные и желающие реализовать себя в просвещении и воспитании.
Целевым проектом предполагается:
- создание такой общественно-государственной многоуровневой системы просвещения и воспитания, которая бы готовила людей к жизни и деятельности на основе традиционных ценностей и нравственных принципов, сопровождала человека и семью в процессе жизни, а также помогала выявлять, развивать и реализовывать природный потенциал в труде, творчестве и созидательной деятельности;
- стимулировать уход населения от иждивенчества, потребительского мировоззрения и стремления к капиталистическим ценностям;
- формирование в обществе позиции действий «Действуй в интересах страны и общества - получишь выгоду для себя», как комплексного процесса просвещения, воспитания, выявления и развития способностей и таланта, образования, трудоустройства, приобретения трудовых навыков и при необходимости – переобучения;
- поддержка формирования профессиональных сообществ в просвещении и воспитании;
- формирование уважительного отношения к рабочим профессиям и простому труду (если человек - талантливый дворник, то пусть им и будет, но его заработок должен быть достаточен для качественной жизни в современном обществе и эта задача для государства, профсоюзов и работодателей, которую они должны решить в социальном партнерстве друг с другом в интересах человека, общества государства).
Задачи целевого проекта:
- мотивировать Человека к жизни и деятельности на основе базисных ценностей и нравственных принципов, выявлению, развитию и реализации своего природного потенциала, в том числе способностей и таланта в сфере профессиональной предрасположенности;
- объединить в профессиональных союзах единомышленников и трудящихся в театральной педагогике, художественном творчестве, народных промыслах и фольклоре, литературе, поэзии, драматургии, психологии и культурно-досуговой деятельности для подготовки и реализации целевого проекта, участия в просвещении и воспитании гражданина - патриота - творца - созидателя социального государства;
- привлечь органы власти всех уровней, предпринимателей, работодателей, меценатов, благотворителей, добровольцев для всесторонней поддержки подготовки и реализации целевого проекта, участия в просвещении и воспитании гражданина - патриота - творца - созидателя социального государства;
- способствовать эффективной трудовой занятости и самозанятости населения в соответствии со способностями, талантом и профессиональной предрасположенностью в подготовке и реализации целевого проекта, участия в просвещении и воспитании гражданина - патриота - творца - созидателя социального государства.
Идея целевого проекта
Не для кого не секрет, что дети любят играть в разные игры. Игра для ребёнка – это естественно. Да и мы, взрослые, не прочь поиграть. Весь вопрос упирается в то – в какие игры играют наши дети? В какие игры играют взрослые?
Наше поколение выросло на улице, и мы играли в разные дворовые игры. Нынешнее поколение детей играет в компьютерные игры.
Игра – по сути – это очень хорошее занятие, при условии, если эта игра позволяет человеку не просто убивать время, а приобретать какие-то навыки, узнавать что-то новое, учиться взаимодействовать с другими участниками этой игры.
Но игра игре рознь. Я недавно видел фильм «Игра на выживание.» Наверняка многие из вас его видели. Довольно жестокий фильм внушающий мысль, что только один человек может выиграть, если он в предлагаемых жестоких ситуациях останется человеком. Этим фильмом внушается мысль, что окружающая жизнь жестока, но если ты хочешь выжить, то ты должен в любой ситуации вести себя по-человечески. Вроде бы правильная мысль, но она верна только в том случае, когда на самом деле – «окружающая жизнь жестока.» И возникает вопрос – а почему только один? И тут мы получаем ответ – нам не нужна команда, где люди друг друга выручают и вместе достигают какой-то цели. Нам нужны герои-одиночки! Хорошо ещё, что этот герой-одиночка, не возомнил себя действительно героем. И он вёл себя как герой не потому, что так жил всю жизнь, а потому что искупал свой грех, который он совершил ранее. И он это знал, и поэтому не возгордился. Однако это только начало. Он прошёл только первый круг. Будет продолжение.
Вот такая игра!
А вот другая: дети до войны играли в прекрасную игру, которую придумал А.П. Гайдар – «Тимур и его команда». И многие дети, поиграв в эту игру, потом, во время войны, защищали свою Родину наравне со взрослыми. Немногие помнят, но во время войны была снята вторая серия «Клятва Тимура» и там было показано, что даже отъявленный хулиган Квакин, становится на защиту Родины.
Что я хочу сказать? А то что очень многое зависит от того в какие игры играют наши дети.
Недавно я закончил работу над книгой «Путь к РАдости». Это мой опыт работы с детьми в детской театральной студии. И здесь я хочу прочитать небольшой отрывок из этой книги.
Мечты:
Брахма заповедовал брахманам, чтобы театральные представления исполнялись
для того, чтобы наставлять простолюдинов на путь истинный.
Хотелось бы немного помечтать и наметить Путь для тех, кто сейчас идёт к Радости. Будущее образование будет Творческим Образованием, и оно будет сориентировано на то, чтобы донести до детей следующие важные идеи Новой Духовности:
1. Ты — Един со всем и со всеми, что есть во Вселенной, включая Бога. Все вещи являются частью Единой Живой Системы.
2. Поскольку ты Един с Богом, у тебя есть сила самостоятельно творить свой жизненный опыт.
3. Ты творишь посредством того, что думаешь, говоришь, делаешь.
4. В процессе творчества допустить ошибку невозможно, и неудача есть Иллюзия. Всё, что ты творишь, совершенно само по себе, — включая тебя.
5. Творя, ты исполняешь предназначение своей жизни, ибо через творчество мы растём и развиваемся; именно творчеством занимаются все живые существа на Земле.
6. Сама Жизнь — твой величайший Учитель. В неё встроены определённые последствия любых поступков, но никогда не наказания. Наказание не входит в Божественный замысел, ему нет места в Царстве Божием. Обучение, по замыслу, должно быть простым, — на самом деле это процесс воспоминания того, что твоя душа всегда знала. Такое «обучение» доставляет радость тогда, когда ты используешь свой теперешний опыт, чтобы как можно больше вспомнить о Жизни. Тогда ты вспомнишь то, что тебе нужно вспомнить, в тот момент, когда тебе нужно это вспомнить для того, чтобы Жизнь в будущем была наиболее плодотворна.
7. Старайся никогда ничем не вредить ни одному человеку, месту или вещи, но старайся помогать другим и любить их в меру своих сил, особенно, когда они допускают ошибку и делают что-то не так. Если ты умеешь это, то подружись с каждым, кого знаешь, и, когда тебе будет нужен друг, ты никогда не останешься один.
8. Всего хватает всем. Для того, чтобы быть счастливым, требуется очень мало, и самый быстрый способ достичь счастья для себя — сделать счастливым другого.
9. Твой наилучший друг — Сама Жизнь, поскольку она никогда не заканчивается. Когда ты часть Жизни, которую тебе суждено провести на земле, закончится, не будет ни «Судного Дня», ни проклятия, ни наказания, но только возможность пересмотреть все мысли, слова и действия своей жизни и решить, хочешь ты в своих дальнейших странствиях столкнуться со сходными обстоятельствами. Это твой выбор. Выбор есть процесс, посредством которого ты эволюционируешь и в конечном счёте осознаёшь, Кто Ты Есть в Действительности.
О Рыцарях театра.
Те, кто занимается театром, самые счастливые люди — они знают, что всё Едино. Они находят в себе тысячу лиц и душ других людей, и знают, что это есть они. Они ищут себя и находят в других частичку себя, и складывают это в Единое Целое. Хороший актёр не отвергает никаких ролей, только стремится не повторяться. Скучно быть в одной роли всю жизнь, и не знать других ролей, не знать других людей. Когда играешь другого человека, лучше узнаёшь его, чем при кратком общении. Вместить в себя Весь Мiр, Людей, Явления, Животных и т. п. — всё может
Актёр — он есть Всё, он ЕСТЬ БОГ.
В советское время школа было учебно-воспитательным учреждением. Сейчас школа оказывает образовательные услуги. И началось это уже давно, ещё когда я работал в школе, то спорил с директором, которая утверждала, что воспитывать должны родители, телевизор, улица. Сейчас, к сожалению, эта точка зрения стала государственной программой. Дети сейчас воспитываются компьютерными играми, в которых преобладают темы жестокости, насилия, льются тонны крови, маленький человек с детства обучается убивать себе подобных. Главный мотив телепередач – обогащайся. Главный герой – Навальный – 100 млн. просмотров. Вот до чего мы дошли. Надо возвращать в школы театральные коллективы. Всячески поддерживать учителей-энтузиастов, которые занимаются театром с детьми. Возродить журнал «Я вхожу в мир искусства», в котором печатались пьесы, сочинённые самими детьми и взрослыми, которые с ними занимались.
Вся методическая литература существует. В своё время о школьном театре писали – Чухман Е.К. – основательница Московского Школьного Театра, Ершова А.П. и многие другие. Сохранились все выпуски журнала, о котором я упоминал. Нужно снова возродить фестивали, которые ежегодно проводились раньше. Дети должны играть и видеть, как играют другие. И ставить задачи перед театральными коллективами - Воспитание гражданина - патриота - творца - созидателя социального государства.
Особенности целевого проекта:
Театрально-художественное творчество это синтез многих видов творчества и деятельности человека на основе литературных и драматургических произведений, которое успешно проявляет природные задатки человека и формирует его личность, учит отличать добро от зла, плохое от хорошего, красоту от безобразия, гармонию от хаоса, правду от лжи, стремиться к прекрасному и развитию себя, бороться со страстями, управлять своей волей и развивать в себе добродетели, вживаясь в процессе театрально-художественного действия в различные образы, личности, судьбы и получая необходимые навыки для своей повседневной жизни.
Эффективность этого метода доказана работами многих выдающихся специалистов в этой сфере деятельности, в том числе Николая Васильевича Демидова и Екатерины Куприяновны Чухман, Матвея Григорьевича Дубровина, Евгения Юрьевича Сазонова и многих других.
С помощью театрально-художественного творчества можно успешно:
- выявлять, развивать и реализовывать способности и талант Человека в сфере профессиональной предрасположенности с оценкой результатов на возрастных стадиях;
- мотивировать человека к жизни и труду на основе нравственности и базисных ценностей;
- осуществлять профориентацию и проектирование эффективного будущего человека в соответствии с профессиональной предрасположенностью;
- определять сферы деятельности, в которой человек может достичь наиболее эффективной реализации своего потенциала;
- дополнять профессиональное образование для повышения мастерства и саморазвития;
- развивать лидерские качества, навыки коллективного труда и взаимодействий в обществе;
- развивать профсоюзную работу и минимизировать конфликты;
- повышать престиж различных профессий и видов деятельности;
- содействовать формированию кадрового резерва для эффективной экономики страны;
- генерировать созидательное гражданское общество;
- определять профессиональную предрасположенность, выявлять способности и талант к следующим видам деятельности: поделочной, бутафорской, макетной, администраторской, пошивочной, костюмерный, гримерной, осветительской, звукооператорской, монтировочной, режиссерской, редакционной, слесарной, живописной и других.
Технология подготовки и реализации целевого проекта
В рамках подготовки и реализации целевого проекта для достижения целей и решения задач создаются пилотные площадки на базе юридических лиц и территорий, проводятся различные фестивали, конкурсы и мероприятия, включая международный конкурс-фестиваль духовного, нравственного, интеллектуального и физического гармоничного развития человека «Творчество и Красота России» с необходимыми номинациями, используется опыт действующих студий, театров и творческих коллективов России и других стран. К подготовке и проведению фестивалей, конкурсов и мероприятий привлекаются добровольцы и специалисты профильных видов деятельности.
Идея использования театрально-художественного творчества для просвещения и воспитания человека заключается в том, что в соответствии с целевой задачей формирования тех или иных личностных качеств у человека, как гражданина - патриота - творца - созидателя социального государства, формируется необходимый тематический репертуар литературных и драматический произведений для их постановки в самодеятельных и профессиональных театральных коллективах, в том числе в образовательных организациях и муниципалитетах.
На просмотры этих произведений ходит зритель, который вместе с теми, кто готовил этот спектакль, концерт, другое мероприятие, просвещается и воспитывается в результате театрально-художественного действия, сопереживая и соучаствуя вместе с его персонажами и героями.
Это стремление к познанию себя и окружающего мира через театрально-художественное творчество может стать массовым и привлечь к этому все слои населения, если государство вместе с профсоюзами и работодателями будет это в проектно-плановом порядке организовывать и финансово поддерживать.
В настоящее время в стране проводится большое количество различных мероприятий, фестивалей и конкурсов, спектаклей и фильмов каждый из них привлекает средства спонсоров или государства для их создания, достигая заявленных целей, а также действует множество самодеятельных и коммерческих театральных студий и коллективов, которые обучают людей театральному мастерству, учат их быть успешными, ставят различные спектакли, делают творческие программы и другое. Все эти действия имеют разные цели и задачи, которые во многих случаях являются противоречащими друг другу и воспитывают человека жить на основе своей страстной природы и брать от жизни все возможное, чтобы удовлетворить свои ненасытные и пагубные потребности. Результаты этого хаоса в просвещении и воспитании мы уже видим.
Поэтому необходимо отделить «зерна от плевел», объединить собранные «зерна» и создать целостную общественно-государственную многоуровневую систему просвещения и воспитания, которая бы готовила людей к жизни и деятельности на основе традиционных ценностей и нравственных принципов, сопровождала человека и семью в процессе жизни, а также помогала выявлять, развивать и реализовывать природный потенциал в труде, творчестве и созидательной деятельности, охватывая все возрастные и социальные категории граждан.
Тематический просветительско-воспитательный репертуар театрально-художественной деятельности определяется их коллегиального цента экспертными группами из представителей государства, профсоюзов, профильных НКО и специалистов, учитывая цели и задачи для групп населения по возрастам и социальному статусу для воспитания необходимых личностных качеств.
После подготовки театрально-художественных произведений они просматриваются и оцениваются жюри на конкурсной основе и победители получают на безвозмездной основе или условиях социальной (сниженной) аренды площадки (театральные, концертные и др.) для показа этих произведений зрителям на коммерческой основе.
Для оценки воздействия произведений на зрителей, жюри совместно с создателями произведений (режиссерами, артистами, авторами) проводит психолого-педагогические семинары для выявления мнения зрителей и участников по тем личным качествам, которые у них проявились или сформировались в процессе работы над произведениями или их просмотра.
Настоящий целевой проект может быть детально подготовлен и реализован на основе принятых специальных решений органами власти на федеральном, региональном и местном уровне с выделением необходимых финансовых средств в рамках финансирования национальных проектов и государственных программ, а также с привлечением средств заинтересованных лиц в государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.
Контакты для вопросов и предложений:
edinenie2015@yandex.ru, +7 911 770 0158
aerm2003@mail.ru, +7 920 127 9367