Секция 11 Субетто А.И. Декларация
ДЕКЛАРАЦИЯ
НООСФЕРНОЙ МИССИИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ
(13 тезисов)
А.И.Субетто, В.В.Семикин
Тезис 1.
Мир, т.е. человечество в единстве с системой Природы Земли – Биосферой, вступил, начиная с конца 80-х годов ХХ-го века, в Эпоху Великого Эволюционного Перелома. «Сигналом» о начале этой «эпохи» стал переход глобального экологического кризиса, возникшего в середине ХХ-го века, в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Возник императив экологического выживания человечества как императив смены основ его бытия на Земле – от рыночно-капиталистических основ, на основе частной собственности на капитал, на Землю, на средства производства в целом – от стихийной парадигмы (методом проб и ошибок) развития на базе доминирования Закона Конкуренции – к управляемой социоприродной (ноосферной) эволюции, к ноосферно-социалистическим основам такой эволюции, на базе доминирования Закона Кооперации, доминирования общественной собственности на капитал, средства производства и на землю.
Тезис 2.
Россия – уникальная евразийская общинная, с самым большим хронотопом (пространством-временем) бытия, с самым холодным климатом и поэтому с высокой энергетической стоимостью воспроизводства качества жизни, цивилизация в мире. Она – центр устойчивости-неустойчивости мира. Всегда выполняла миротворческую миссию, первой предложила миру в 1896 году в Базеле проект всеобщего разоружения, а в 1918 году, после победы Великой Октябрьской социалистической революции, ленинский Декрет о мире, а во время Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг.) спасла человечество от гитлеровско-германо-фашистского рабства. Именно поэтому, в логике цивилизационного развития, Россия первой в 1917 году совершила Русский Прорыв человечества к социализму, открыв тем самым Социалистическую Историю человечества, а в 1957 году, запустив первый искусственный спутник вокруг Земли, и в 1961 году, совершив первый полет на космическом орбитальном аппарате советского летчика-космонавта Ю.А.Гагарина вокруг Земли, открыла первый Космический Прорыв человечества.
Именно в СССР –России в первой половине ХХ-го века великим русским-советским ученым-энциклопедистом В.И.Вернадским было совершено научное открытие и разработана соответствующая концепция о Переходе Биосферы в Ноосферу (под воздействием растущей энергии научно-технического воздействия мировой науки как производительной силы на Биосферу), как закон глобальной эволюции Биосферы.
Развитие учения о ноосфере в СССР-России за последние 70 лет породило Русскую Ноосферную Научную Школу всемирного масштаба.
С начала 90-х годов в России идёт становление Ноосферизма как новой научно-мировоззренческой системы XXI века и, одновременно, программы объединения всех научных знаний в Единую Ноосферную Науку о человеке, обществе и природе, преобразования всей системы образования в России в систему Ноосферного непрерывного образования. Поэтому Россия призвана стать Духовно-Ноосферным Лидером по Прорыву человечества к новому Ноосферному Миру!
Тезис 3.
Ноосферизм – новый путь развития человечества в виде управляемой социоприродной эволюции (единственной модели устойчивого развития в будущем) на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма. И одновременно, Ноосферизм – это доктрина спасения человечества от экологической гибели уже в XXI веке на рыночно-капиталистических основаниях его развития.
Поэтому Ноосферизм есть новая научная идеология XXI века, рождающаяся в России, – и для России, и для всего человечества.
Ноосферизм есть развитие учения о ноосфере В.И.Вернадского в Эпоху Великого Эволюционного Перелома. Если В.И.Вернадский осуществил свое открытие о переходе Биосферы в Ноосферу в первой половине ХХ-го века, когда вопрос о глобальном экологическом кризисе и глобальной экологии не стоял, и осуществил своё открытие исходя из естественно-научного эмпирического обобщения, то Ноосферизм появляется в эпоху, когда состоялась первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы. В этом случае переход Биосферы в Ноосферу, и человечества – к ноосферной истории в виде управляемой социоприродной эволюции, становится базовым условием его экологического выживания на Земле в XXI веке.
С позиции Ноосферизма:
Ноосфера – это новое качество Биосферы, в структуре которого коллективный разум человечества (общественный интеллект), «встраивается» в гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля и начинает управлять Социо-Биосферной, или социоприродной, эволюцией, соблюдая законы-ограничения этих гомеостатических механизмов.
Таким образом, Ноосфера есть Новое Качество Целостности Бытия Человечества на Земле, в котором его Разум, являясь Разумом Человечества, одновременно становится разумом Биосферы, а в будущем – и Космоса.
И.В.Гёте сформулировал своеобразное кредо самоосознания каждым человеком своего единства с целостностью человечества:
«Лишь всё человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда радоваться и наслаждаться, если он обладает мужеством чувствовать себя в целом».
Ноосферизм как новый путь развития в виде управляемой социоприродной эволюции, когда коллективный разум человечества становится «ноосферным управляющим разумом», предлагает:
- Первое: Действие, как главного закона ноосферного развития, Закона Кооперации, приобретающего смысл Закона Ноосферно-Планетарной Кооперации Человечества (внутри себя и вовне – с Биосферой);
- Второе: Роды Действительного – Ноосферного – Разума, и как часть эпохи «родов» – «роды» Ноосферной истории и ноосферного человечества, как носителя и субъекта такой истории;
- Третье. Великий Отказ от ценностей рыночно-капиталистической системы бытия, превратившейся в «систему экологической гибели»: эгоизма, индивидуализма, «власти денег и капитала (капиталократии)», наживы, алчности, конкуренции, «свободы-от», «свободы обогащения и сверхобогащения», эксплуатации;
- Четвертое. Становление ноосферной духовно-нравственной системы с культом ноосферной ответственности, добротоделания, труда-заботы (по А.С.Макаренко), принципа Альберта Швейцера «благоговения перед любой жизнью», коллективизма (общинности, соборности).
Тезис 4.
Важные вопросы, на которые теоретически отвечает Ноосферизм: «Почему именно в ХХ-ом веке рыночно-капиталистическая система хозяйствования человечества на Земле столкнулась с Экологическими Пределами своего развития. Почему именно к концу ХХ-ого века «стихийная парадигма» Истории человечества (которая была представлена Ф.М.Достоевским в виде «закона искажения великодушных идей», а также сформулирована в известной максиме «Благими намерениями устлана дорога в ад») поставлена Природой под запрет?».
Ответ на эти вопросы включают в себя и ответ на дополнительный вопрос: «Почему императив экологического выживания человечества в XXI веке приобретает смысл именно императива научного управления социоприродной эволюцией коллективным разумом человечества, как единственной формы экологического выживания?».
Ответ сформулирован А.И.Субетто. Он связан с открытием им Закона интеллектно-информационно-энергетического баланса, который проявился именно в ХХ-ом веке.
Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы есть своеобразная манифестация выхода на «арену» Истории Большой Логики Социоприродной Эволюции, основанием которой является энергетический базис хозяйственного природопотребления со стороны человека в мировом (интегрированном) масштабе.
В связи с этим, до ХХ-го века Стихийная история, продвигающаяся в будущее спонтанно, методом проб и ошибок (с помощью отношений эксплуатации, войн и насилия), была малоэнергетической. ХХ-й век человек встретил на 99% вооруженный традиционными видами энергии: энергии мускулов своего тела, энергии домашних животных, ветряных и водяных мельниц, простейших механических устройств усилителей энергии, и др. Энтропийная (разрушительная) форма движения такой Малоэнергетической Стихийной Истории (стоит вспомнить глубокую мысль К.Маркса: культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню) оказалась возможной благодаря мощи производства негэнтропии (организованности, структурированности живого вещества), со стороны Биосферы (закона Э.Бауэра – В.И.Вернадского, закона квантитативно-компенсаторной функции Биосферы А.Л.Чижевского). Выражаясь по-простому: компенсаторная мощь Биосферы была намного выше разрушительно-хозяйственной мощи воздействия на неё человечества.
Особенность ХХ-го века состоит в том, что энергетика воздействия мирового хозяйства на Биосферу, благодаря научным открытиям и освоению человечеством природных сил и энергии, скачкообразно возросла в 10-ть в 7-й степени раз (в среднем).
Это позволило в Ноосферизме определить ХХ-й век как «Энергетическую революцию» или «Большой Энергетический Взрыв» в социальной эволюции. Именно эта «Энергетическая революция» ХХ-го века проявила несовместимость «стихийных регуляторов исторического развития» и большой энергетики хозяйственного воздействия в ходе такого «стихийного исторического развития» на Природу.
Именно эта конфликтная социоприродная ситуация и проявила по А.И.Субетто Закон интеллектно-информационно-энергетического баланса, который формулируется так:
|
|
Нарушение этого закона, в частности, проявилось в Глобальной Интеллектуальной Черной дыре, когда темпы процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы (как выражение множества реакций «обратных связей» гомеостатических механизмов Биосферы и планеты Земля на «антропогенное» – стихийное экономико-хозяйственное и рыночное «давление») намного превышает темпы познания со стороны мировой науки этих процессов.
Предупреждение древнеегипетского мыслителя Имхотепа, высеченное иероглифами на одной из стен пирамиды Хеопса 4700 лет назад «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира», – приобретает в «пространстве» процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы содержание дополнительного основания императива перехода к Ноосферизму, как новому пути развития России и человечества, с учетом требования Закона интеллектно-информационно-энергетического баланса.
Тезис 5.
Основой реализации (воплощения) модели устойчивого развития в XXI веке и в будущем, которая нами определена как управляемая социоприродная (а это и есть ноосферная) эволюция, – служит научно-образовательное общество.
«Научно-образовательное общество» как понятие намного богаче по содержанию, адекватнее «вызовам» Эпохи Великого Эволюционного Перелома, чем все ставшие модными и находящие широкое распространение в научной, публицистической и политической литературе понятия «информационное общество», «общество знания», «цифровое общество» и т.д., и т.п.
Научно-образовательное общество есть такое общество, в механизмах воспроизводства которого:
- образование есть «базис базиса» духовного и материального воспроизводства (и соответственно воспроизводства экономики общества как социальной системы);
- наука есть производительная сила и «сила управления»;
- действуют Законы Опережения:
- Закон опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе;
- Закон опережения прогрессом человека научно-технического прогресса (включая, как его момент, – и «цифровой прогресс»).
Вместе со Скачком в Энергетике мирохозяйственного воздействия на Природу, произошел скачок в системности и сложности (кооперированности) Мира. Академик Н.Н.Моисеев написал в конце 90-х годов научный труд «Расставание с простотой».
Спустя 20 лет, сохраняющаяся «простота» в мышлении, в образовании (а компьютерные технологии, построенные на комбинаторной математике, только «оцифровывают» эту «простоту»), которая в России закрепляется «тестово-ЕГЭ-шной» формой образования, и усиливает системную неадекватность знаний, мировоззрения и профессионализма человека сложности мира (как «искусственного», так и «естественного»), увеличивает скорость «соскальзывания» человечества в «пропасть» экологической гибели.
«Коронавирусная пандемия», которая вполне возможно является реакцией «обратной связи» в форме вирусно-микробной составляющей в механизмах биотической регуляции в Биосфере как суперорганизме, проявила неадекватность интеллекта политических элит стран мира и в целом мировой науки, находящейся под «прессом» механизмов «рыночной эффективности».
Становление научно-образовательного общества должно стать «ядром» образовательной политики в России. Ноосферная общественная академия наук за прошедшие 10 лет создала большой научно-теоретический (частично апробированный и на практике) потенциал в области концепции научно-образовательного общества и теоретико-педагого-методологических основ ноосферного непрерывного образования.
Научно-образовательное общество есть важнейший механизм выполнения ноосферной миссии России в XXI веке.
Тезис 6.
Рыночно-капиталистическая система объективно превратилась в систему планетарного экологического самоубийства человечества на фоне развивающихся процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, которые можно идентифицировать как планетарный рыночный экоцид первоначально Природы, а через тотальный экоцид Природы – и экоцид человечества.
ХХ-й век, с момента своего становления, стал веком «раздвоения» Истории – на историю социалистическую и историю рыночно-капиталистическую, вернее – рыночно-империалистическую, между которыми и развернулась борьба.
В конце ХХ-го века под лозунгом необходимости «рыночных реформ» произошло «отступление» социализма, хотя он сохранил свои позиции в Китае, во Вьетнаме, на Кубе, в Шри Ланка, в Лаосе.
Отступление от социализма, демонтаж СССР с распадом его на совокупность независимых государств, принявших за «идеал» «рыночную демократию», произошло (это – Особый Урок Истории, который не осознан ни коммунистическими и социалистическими партиями, ни в целом наукой и человечеством) именно в тот момент, когда «мировой капитализм» (по Дж.Соросу) или «глобальный империализм» (по А.И.Субетто) превратился в «экологически обреченную систему».
Именно тогда, когда в СССР началась «перестройка», и затем её продолжение в виде явной формы уничтожения социализма, плановой системы, колхозно-совхозной системы ведения сельского хозяйства, и которые осуществлялись под лозунгом «перехода к рынку, рыночной экономике», в 1991 году вышел Доклад Мировому Банку (написанный группой ученых-экономистов-экологов во главе Р.Гудлендом, Г.Дейли, С.Эль-Серафи), где прозвучал грозный вердикт как «гром среди ясного неба» (цитируем по работе В.А.Зубакова «Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания», 2002, с. 9): «в условиях уже заполненной земной экологической ниши рыночный механизм исчерпал себя».
Правда, схожий вывод был сделан и американским экологом Б.Коммонером в работе с символическим названием «Замыкающийся круг» в начале 70-х годов: технологии на базе частной собственности уничтожают главное богатство человечества – экосферу.
Будущее – за социалистической Историей, но в Новом, Ноосферном Качестве.
Сохраняющаяся рыночно-капиталистическая система, доминирование глобальной рыночной и геополитической конкуренции, сопровождающееся доминированием войн и «оранжевых», провоцируемых глобальным империализмом, революций, только ускоряют процесс приближения человечества к «точке невозврата», через которую оно может пройти в период между 2030-м и 2050-м годами.
Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов и один из председателей Давосского Форума в январе 2018 года Шаран Барроу заявила, что процесс разделения мира не остановить, пока будут действовать «законы рыночной алчности», что в то же время 85% населения мира жаждет перемен, и поэтому «нужно новое видение мира, новая модель мира».
Именно такое «новое видение мира» и «новую модель мира» дает Ноосферизм, рождающийся в России.
Тезис 7.
XXI век – это век Эпохи Великого Эволюционного Перелома, который предстает и как «век ноосферной апологии человечества», и как «век Ноосферного Возрождения мощи России и русского народа», имеющих только одно призвание – возглавить Ноосферную Стратегию спасения всего человечества от экологической гибели и выхода его к тому «новому миру», в котором действует Ноосферный Экологический Духовный Социализм, Закон Кооперации, и который известный советский ученый-палеонтолог, последователь учения о ноосфере В.И.Вернадского И.А.Ефремов, в своём «романе-завещании» «Час Быка», посвященном будущей модели бытия человечества – ноосферному коммунизму, назвал «Эрой Встретившихся Рук».
«Апология» – это оправдание. Речь идет об апологии, т.е. оправдании, всей уже состоявшейся истории человечества на Земле через его Ноосферный Прорыв, который, по нашему убеждению, начнется из России.
Этот прорыв требует тотального, т.е. всеобщего, осознания всем человечеством, т.е. каждым человеком, каждым народом, каждой культурой, каждой цивилизацией, каждым государством, своей Ноосферной ответственности за будущее Биосферы, планеты Земля и, естественно, самого человека.
Капитализм, рынок, конкуренция, система ценностей так называемого «Запада» разъединяют людей и народы, так как в основе его бытия «лежит» власть Капитала – капиталократия.
Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы породила «диктатуру лимитов природы» (понятие В.П.Казначеева) и ужесточение империалистической конкуренции за господство над ресурсами мира.
В.Ю.Катасонов в 2018 определил современную рыночно-капиталистическую экономику как «экономику смерти», в которой «жертвами… безудержной страсти бесконечного наращивания прибыли и капитала становится 99% людей» (цит. по статье В.Ю.Катасонова «Экономика смерти» в газете «Советская Россия» от 4 августа 2018 года). И это не красивая метафора, это реальность. Именно мировой капитализм как «экономика смерти» и породил уже разворачивающийся процесс экологического самоуничтожения человечества, который пока остается невидимым и поэтому не осознаётся не только большинством людей и народов, но и большинством политиков и ученых.
По прогнозу русского ученого-физика-глобалиста А.П.Федотова в работе «Глобалистика», изданной в 2002 году, человечество ждет двойной коллапс – глобально-экологический (между человечеством и Биосферой Земли) и глобально-капиталистический, вследствие роста разрыва между «богатым меньшинством» человечества и его «бедным большинством», в интервале между 2020-ом и 2030-ом годом.
Вполне возможно, что и коронавирусная пандемия, вызвавшая системный кризис мировой экономики и социальные волнения с баррикадами, поджогами зданий и ожесточенным противодействием стражам порядка в 50-ти городах США в связи с убийством афроамериканца американскими полицейскими, возникшие чуть-ли не в 60 – 70% штатов, уже есть сигнал (на фоне глобальной климатологической катастрофы) тому, что этот двойной коллапс уже начался. Однако, мы этого не осознаем из-за царствующего «профессионального кретинизма» (понятие Маркса) и «законов рыночной алчности».
Мир нуждается в новой идеологии, спасающей его от экологической гибели, и эта идеология – Ноосферизм, которая разрабатывается в России, и которая должна стать «Ноосферным Зовом из России», обращенным к миру. Воплощение Ноосферизма как нового пути развития Человечества – и есть Ноосферная миссия России в XXI веке.
Тезис 8.
Почему именно Ноосферная миссия России должна стать «повесткой дня XXI века?».
Ответ на этот вопрос многозначный и многомерный.
Первое. Как было отмечено в монографии А.И.Субетто «Основания и императивы стратегии развития России в XXI веке», опубликованной в 2005 году, Россия есть «локальная цивилизация», цивилизационными характеристиками которой являются:
- самая большая и холодная территория на Земле, занимающая в современных границах 1/8 часть мира;
- евразийское местоположение; по оценке Макиндера – «евразийская ось» истории;
- общинная цивилизация;
- духовная цивилизация;
- цивилизация на базе российского суперэтноса, носителем которого является русский этнос (по последней переписке населения, в 2002-ом году, включающей в себе более 80% населения);
- цивилизация, пережившая в последнее тысячелетие в 3 раза больше войн, чем Европа, и поэтому вынужденная быть «защищающейся крепостью»;
- цивилизация, объединяющая около 140 разных народов, народностей, национальностей и этнических групп, большинство из которых являются коренными, т.е. всегда проживающими на евразийской территории России.
В этом своем качестве Россия выступает «цивилизацией всечеловечности» и внутри себя моделирует все проблемы и чаяния бытия человечества на Земле…
…Россия не является ни Европой, ни Азией. Она есть уникальный, достаточно исторически самостоятельный синтез «европейского» и «азиатского» начал, давший отдельный, самостоятельный культурно-цивилизационный архетип большому пространству исторического бытия людей, населявших территорию России, которую можно назвать «российской Евразией».
Второе. Россия, из-за ее холодного континентального климата, – это цивилизация, с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства жизни человека и общества (основы теории закона энергетической стоимости разработаны А.И.Субетто и входят в теоретический комплекс Ноосферизма). Это обусловило специфические цивилизационные законы её развития: инфраструктурный закон, закон централизации управления социально-экономическим развитием России, закон существования достаточного сектора мобилизационной экономики, закон плановости (или закон планового регулирования), закон общинно-государственного землепользования, доминирование закона кооперации над законом конкуренции, закон стратегического резервирования для сглаживания циклических кризисов развития, закон идеократии.
Третье. В России с начала XVIII века развивается Эпоха Русского Возрождения, которая является антиподом Эпохе Западноевропейского Возрождения, подарившей миру капитализм и установку на индивидуалистическую свободу. Эпоха Русского Возрождения имеет своим «вектором» ноосферно-космическую устремленность, подарившую миру «русский космизм», советский социализм, учение о ноосфере и космический прорыв из СССР.
Четвертая. Россия – цивилизации Правды, как единства Истины, Добра, Любви, Красоты и Справедливости.
Россия как центр устойчивости-неустойчивости мира является историческим предиктором, т.е. процессы, которые в ней происходят, являются формой проявления «глубинной логики» исторического развития, и предвосхищают его дальнейший ход.
Русский Прорыв человечества к социализму в 1917 году стал «сигналом», что Будущее Человечества связано только с Социализмом.
Крах рыночно-капиталистических реформ в России, которые её отбросили на полвека назад, стал Историческим Уроком, свидетельствующим о том, что Эпоха Великого Эволюционного Перелома – есть одновременно и Эпоха Краха Рынка, Капитализма и Либерализма.
Россия всей своей историей, Эпохой Русского Возрождения, историей советского социализма, всей системой цивилизационных оснований, а также научными достижениями, в том числе потенциалом Русской Ноосферной Научной Школы, подготовлена к тому, чтобы стать во главе Ноосферного (и одновременно – Ноосферно-Социалистического) Прорыва человечества в XXI веке и спасти весь мир от возможной экологической гибели на его сегодняшнем рыночно-капиталистическом пути развития.
«Правда» – это «фокус» ценностного генома русского народа, ставший и основой ценностных оснований российской цивилизации. Ценностный комплекс российской цивилизации, как «комплекс правды» (как сказал святой князь Александр Невский «Не в силе бог, а в правде»), можно определить, как «цивилизационный социализм».
В Декларации Петровской академии наук и искусств «Современный мир и пути решения проблем России на этапе движения к устойчивому развитию» (автор – А.И.Субетто), единогласно принятой на VI Съезде академии в 2005 году в Разделе 1.1. «Россия» прямо указывалось:
«Россия – цивилизация «цивилизационного социализма», что означает, что она в своих цивилизационных основаниях всегда была цивилизацией антикапиталистической, исторически была устремлена к правде, взаимопомощи, к любви, к добротолюбию, к трудовому созиданию, к заботе о социально-ущемленной части населения.
В этом её качестве большая заслуга принадлежит русскому народу. Русский народ – это не только государствообразующий народ, но и исторический строитель российской цивилизации, носитель культа правды, защиты Отечества, постоянно жертвующий собой ради сохранения жизни и мира между народами и людьми на территории России».
Именно ценность правды, доминирование Закона Кооперации как базового закона развития российской цивилизации на протяжении последнего тысячелетия, «цивилизационный социализм» – как ценностная форма устремления России к правде, социальной справедливости, – определила отвержение в начале ХХ века ею рыночно-капиталистического («либерального») пути её реформирования, который уже к середине 1917 года по сути превратил её в «экономическую колонию» Запада (об этом свидетельствует анализ А.И.Фурсова) и Русский Прорыв человечества к социализму.
Советская цивилизация в лице СССР как часть истории российской цивилизации явилась, таким образом, формой реализации присущей основаниям и ценностям России логики истории.
Эпоха, длящаяся почти 30-ть лет, как «эпоха искушения рыночно-капиталистическими ценностями Запада» под видом «рыночных реформ» и перехода к «рыночной экономике», снова как в начале ХХ-го века, вошла в конфликт с основаниями бытия и развития России, как цивилизации правды, доминирования Закона Кооперации (из-за высокой энергетической стоимости воспроизводства жизни общества), «цивилизационного Социализма», породила системный кризис развития, демографическую катастрофу, поставила под вопрос Будущее России в XXI веке.
Но в отличие от начала ХХ-го века, теперь этот «реванш либерально-рыночно-капиталистических установок» в социально-экономическом переустройстве основ и механизмов развития России происходит уже на фоне процессов экологической гибели в планетарном масштабе всей рыночно-капиталистической системы, т.е. на фоне действия Экологического Отрицания всей системы Капитализма и рынка на планете Земля.
Тезис 9.
Россия как цивилизация с вышеуказанной системой оснований, ценностей и специфических законов развития, и русский народ – как государствообразующий народ и носитель культурно-цивилизационного архетипа (на это указывал ещё во второй половине XIX века Н.Я.Данилевский в знаменитом научном труде «Россия и Европа»), подчиняются действию Закона идеократии. Другими словами, большое пространство-время (большой хронотоп) бытия при большом этническом многообразии может быть скреплено только с помощью власти большой национальной идеи. Такой большой национальной идеей в ХХ-ом веке было строительство социализма, впервые в истории утверждавшего власть Труда над Капиталом, справедливость в распределении прибавочного продукта, создаваемого трудом всех советских людей. Дружба народов, сплоченность советского народа, проверенная героической борьбой против немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне, была обеспечена этой формой справедливости, в «пространстве» которой Труд, человек Труда были подняты на самый высокий уровень общественного признания и общественной мотивации.
30-ть последних лет «борьбы» с советским прошлым, с системой ценностей социализма, с установками на деидеологизацию общества, на «успешного», «конкурентного человека», с возведением «конкуренции» в ранг механизма прогресса и основы распределения благ, обернулись духовно-нравственной (моральной) деградацией, затрагивающей все системы жизнеобеспечения.
2020-й год – это год «наступившего момента истины». России нужна большая национальная идея, причем такого масштаба, которая бы была принята всей прогрессивной частью человечества.
Такой большой национальной идеей, выдвигаемой Россией и для себя, и для всего человечества, является ноосферная идея, идея перехода человечества к ноосферной парадигме истории в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма.
Ноосферная миссия России в XXI веке – это её призвание, подготовленное всей историей ее науки, образования, культуры, экономики, историей её народов, формой их взаимодействия и взаимопомощи.
Тезис 10.
Ноосферная миссия России в XXI веке требует ноосферного смыслообразующего расширения духовности.
Россия – всегда была духовной цивилизацией. А.С.Панарин в монографии «Реванш истории: российская стратегическая инициатива», опубликованной в 1998 году, все локальные цивилизации в мире разделил на 2-е категории: категорию «прагматических цивилизаций», живущих по принципу «действовать по обстоятельствам», и категорию «духовных цивилизаций», живущих по принципу «действовать вопреки обстоятельствам».
Россия – духовная цивилизация в этом, определенном А.С.Панариным, смысле.
Духовность – категория очень широкая, она всегда связана с системой ценностей и большой идеей, придающей высокие смысл и предназначение жизни каждого человека и человечества в целом на Земле и в Космосе.
«Духовное измерение» жизни человека, его «внутреннего мира» всегда связано с общинной, коллективистской формой бытия человека, с трудом-заботой (причем заботой об общем благе), со смыслом жизни человека «для другого», со всеединством бытия, раскрытие которого – призвание философии и культуры, и главное, с вытекающей из всеединства, – Ответственностью человека за Будущее жизни не только близких («Возлюби ближнего как самого себя»), но и Жизни на Земле в Целом.
Духовная рефлексия человечества по мере самопознания человека и познания мира, в процессе исторического развития, постоянно расширяется и углубляется.
Эпоха Великого Эволюционного Перелома, переживаемая человечеством, и которая очевидно охватит весь XXI век, есть и Великая Духовная Революция, связанная с Родами Действительного – Ноосферного – Разума.
Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы есть одновременно свидетельство и начало духовной катастрофы рыночно-капиталистического человека, человека- индивидуалиста, с присущим ему – культом денег, прибыли и наживы, т.е. человека, которым руководят «законы рыночной алчности».
Ноосферная человеческая революция, которая охватит весь XXI век, включает в себя и Ноосферную духовную революцию, за которой духовная форма самоидентификации человека неразрывно связана с его ответственностью за качество управления социоприродной эволюцией, с процессом становления «космопланетарного пространства» сознания.
Россия как «цивилизация всечеловечности», с ценностью «всемирной отзывчивости» (по В.С.Соловьеву), как цивилизация, которая в лице научного творчества В.И.Вернадского, неслучайно предложила миру учение о переходе Биосферы в Ноосферу, как цивилизация, которая в лице СССР неслучайно спасла весь мир от гитлеровско-германо-фашистского рабства в 1945 году, предлагает Миру Ноосферно-Духовный Ренессанс (Возрождение), который и есть переход человечества к ноосферной парадигме истории, а также ноосферное преобразование самой формы духовной рефлексии.
Чтобы это произошло – и необходимо опережающее становление Системы Ноосферного Образования и Воспитания с глубинным осознанием единства Целостности Бытия Человека на Земле с Целостностью Бытия Биосферы, Вселенной, Космоса.
Ноосферный Социализм потому и является Духовным, что он решает проблему опережающего развития духовных потребностей по отношению к материальным, связанного с ноосферным управлением общественно-необходимыми потребностями в единстве с сохранением биологического разнообразия Природы, лесного фонда, плодородия почв, чистоты пресной воды, обеспечением устойчивости биогеоценозов, и в целом – главных констант Биосферы.
Тезис 11.
Ноосферное преобразование основ бытия человечества на Земле, и Ноосферизм как новый путь развития, связаны со становлением ноосферной управляемой (на первом этапе – планово-рыночной) экономики.
Экономическое развитие СССР было управляемым, на базе 5-летних планов («сталинских пятилеток»), развитием. Анри Барбюс в книге «Сталин» в начале 30-х годов ХХ века, изучив опыт советской системы планирования, отмечал: «Гигантская система планирования, охватывающая своей сетью целые страны и большие периоды, есть порождение советской власти. Но эта идея распространяется по всему миру. Если конкретное своё существование она получила в СССР, то в других странах она существует абстрактно, на словах. Советский Союз никогда не имел возможности заимствовать что-либо у других стран (наше замечание: потому что он, Советский Союз, был первопроходцем в новой, социалистической парадигме управляемой истории, авт.). Они даже извлекли из идеи планирования понятие управляемой экономики… Управляемая экономика подобна миру между государствами, если её начать резать на части, то она существовать не может…Само собой очевидно, что именно в материалистических планах всего более разума… Это было бы чудом, если бы это не было социализмом, – говорил Сталин» (выдел. нами, авт.).
Управляемая социоприродная эволюция – единственно возможная модель устойчивого развития, переход к которой и есть ноосферная стратегия экологического выживания человечества в XXI веке, – возможна только на базе ноосферной управляемой, на первом этапе – планово-рыночной, экономики, в свою очередь, образующей единство с научно-образовательным обществом.
Г.Г.Малинецкий в 2019 году в статье «Дорогу осилит идущий» в газете «Завтра» (за апрель-месяц) подчеркнул необходимость мобилизационной формы новой индустриализации России, которая, на наш взгляд, должна иметь ноосферное (природосообразное) содержание и обеспечивать, как долгосрочную цель, выход России на модель развития в форме управляемой социоприродной эволюции. Этого требует особая биогеоценозная особенность районирования России, с большим объем площадей циркумполярных территорий и Сибири, в которых площади территорий с вечной мерзлотой охватывают около 2/3 всей территории России. Возможное оттаивание вечной мерзлоты в связи с потеплением климата требует глубокой ноосферно-системной проработки долгосрочной стратегии управляемого социально-экономического развития.
Ноосферный Прорыв России включает в себя новый мобилизационно-ноосферно-технологический рывок с возрождением планового сектора экономики на новых ноосферной, математической и информационно-компьютерной основах.
Тезис 12.
Проблема Будущего России и человечества заключает в себе, как в своем «фокусе», проблему человека.
Ноосферизм, как новый путь развития, есть новый тип Гуманизма – Ноосферный Гуманизм.
Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы – это не только Экологический Крах рыночно-капиталистической системы, но и Экологический Крах Либерализма как «рыночно-конкурентной идеологии», с её ставкой на эгоистический индивидуализм, на «человека-потребителя», и поэтому и Экологический Крах «потребительского общества».
Фидель Кастро в одной из бесед, незадолго до ухода из жизни, в августе 2016 года, сформулировал глубокую мысль-положение, на наш взгляд, раскрывающее призвание ноосферного социализма и Ноосферной России в XXI веке (цит. по «Отечественным запискам» – приложении газеты «Советская Россия» от 11 августа 2016 года):
«Я считаю, что действительно впервые в истории человека понятие реальной, по-настоящему полной свободы, равенства и братства могут существовать только при социализме. Эта проповедь любви к ближнему, о которой говорит церковь… думаю, применяется на деле, находит очень конкретное выражение в равенстве, братстве и человеческой солидарности, к которым стремится социализм… Социалистическая революция поставила это понятие на самую высокую ступень…
Потребительское общество – одно из самых зловещих изобретений развитого капитализма, которые сейчас находится на этапе неолиберальной глобализации…
Развитая капиталистическая система породила мир спекуляции, создание фиктивных богатств и ценностей… Эта система ничего не обещает человечеству и не нужна ни для чего, кроме самоуничтожения, причем вместе с ней будут, возможно, уничтожены природные ресурсы, служащие опорой для жизни человека на планете» (выдел. нами, авт.).
События в США, которые происходят в июне 2020 года в форме своеобразного раскола и бунтов внутри американского общества с проявлением классовых, этно-расовых противоречий и конфликтов, только подтверждает диагноз, что экологический крах рыночно-капиталистической системы порождает каскад революций и локальных войн, за которыми скрывается глобальная катастрофа системы мировой финансовой капиталократии, глобального империализма и экономического колониализма. Заявленная в отеле Фермонт (Калифорния, США) в сентябре 1995 года на совещании представителей мировой финансовой капиталократии модель «20% : 80%», по которой 80% населения планеты были объявлены «лишними» (с позиции воспроизводства мирового капитала), подтвердила не только планетарно-паразитическую, антиэкологическую сущность этой системы, но и её готовность, как и гитлеровского фашизма, идти на любые преступления против человечества, лишь бы сохранить сложившийся миропорядок эксплуатации. И в этом состоит разворачивающаяся мировая трагедия человека и человеческого духа.
Россия, как духовная цивилизация, всей своей историей призвана стать во главе достойного выхода из Экологического Тупика Истории, который имеет только единственную форму – форму Ноосферного Прорыва, и в этом состоит её Ноосферная Миссия.
Тезис 13.
«Ноосферная миссия России» – это, во-первых, есть главная национальная идея, придающая ей высокое историческое предназначение, позволяющее дать новым поколениям высокой, духоподъемный смысл жизни, а, во-вторых, стратегия развития самой России, дающая пример ноосферно-экологического развития другим народам.
Переход России к выполнению своей ноосферной миссии одновременно означает ноосферно-ориентированную (вернадскианскую) революцию в системе научного мировоззрения, в культуре и, конечно, в мировоззрении «правящей» элиты, в системе государственного управления.
Под руководством А.И. Субетто в 2009 году была организована «Ноосферная общественная академия наук» и «Научная школа ноосферного образования в евразийском пространстве», которые заложили основы этой миссии и за 10 лет своего развития создали огромный массив научных работ по разным направлениям ноосферных наук, образования, педагогики, человековедения и экономики.
Большой вклад в развитие этой школы внесли такие ученые как Э.В.Баркова, В.Н.Бобков, Б.Е.Большаков, В.Н.Василенко, А.В.Воронцов, А.А.Горбунов, С.И.Григорьев, Л.С.Гордина, Т.К,Донская, С.Г.Джура, Н.В.Дроздова, Н.И.Захаров, Л.А.Зеленов, Г.М.Иманов, И.В.Каткова, В.П.Казначеев, И.А.Козиков, В.В.Концевой, А.В.Куманова, Е.М.Лысенко, Н.Н.Лукъянчиков, М.Н.Миловзорова, Н.В.Маслова, Е.Е.Морозова, Т.А.Молодиченко, П.Г.Никитенко, А.Ж.Овчинникова, В.И.Патрушев, В.Т.Пуляев, В.П.Панасюк, А.М.Пищик, А.А.Понукалин, О.А.Рагимова, В.В.Семикин, А.И.Субетто, Н.С.Радевская, В.Ю.Татур, Л.Г.Татарникова, А.Д.Урсул, Н.П.Фетискин, О.Н.Цуканов, В.В.Чекмарев, А.А.Яшин и другие.
Известный современный русский ученый, глава Русской Научной Школы философии хозяйства Ю.М.Осипов в 2011 году сформулировал так императив, диктуемый логикой развития России в начале XXI века:
«Всем сегодня в России ясно, что страна должна измениться в конструктивном направлении, стать страной трудо-творческого созидания, а не паразитарного поедания природных ресурсов и беспечного расходования и разбазаривания человеческого потенциала…
…Россия нуждается в глубокой и масштабной социо-хозяйственной реконструкции, способной обеспечить преодоление затянувшегося структурно-системного пореформенного кризиса…
…На повестке дня грандиозное интеллектуально-политическое усилие…» (выдел. нами, авт.).
Да, на «повестке дня» России начала XXI века стоит действительно «грандиозное интеллектуально-политическое усилие» ноосферного масштаба.
Ноосферная общественная академия наук связывает это усилие с реализацией Ноосферной миссии России, к чему она и предуготовлена всей историей, в том числе историей советского социализма.
А.П.Федотов в «Глобалистике» в 2002 году приблизился к пониманию Ноосферного Призвания российской цивилизации в XXI веке. Он тогда хорошо показал историческую дилемму России:
«В настоящее время Россия могла бы разработать и предложить мировому сообществу совершенно новую модель управляемой жизнеспособной Земной ноосферной цивилизации со встроенной в неё моделью восходящей России Встраивание России в нынешнюю модель обреченного мира есть акт величайшего исторического заблуждения, приближающего момент исчезновения России и Земной цивилизации».
Наша «Декларация Ноосферной миссии России в XXI веке», состоящая из изложенных концептуально «13-ти тезисов», подкреплена монографиями А.И.Субетто «Ноосферизм» (2001), «Ноосферная Россия: стратегия развития» (2018), «Ноосферная миссия России XXI века» (2020).
Ноосферная миссия России – это её позитивный ответ на «дилемму Будущего», поставленную Эпохой Великого Эволюционного Перелома. В России созрели все теоретические, духовные и цивилизационные предпосылки для выполнения такой миссии.
Справка об авторах.
Субетто Александр Иванович: Почетный президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии наук и искусств, член президиума Международного Высшего Ученого Совета, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека, член Экспертного Совета по вопросам развития региональной и муниципальной науки при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ.
Семикин Виктор Васильевич: Президент «Ноосферной общественной академии наук», заместитель председателя Экспертного Совета ГД РФ по воспитанию культуры здорового образа жизни детей и молодежи, член Экспертного Совета ГД РФ по высшему образованию, доктор психологических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования, Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга.