Секция 12 Текст доклада Захаренко Г.П.
Захаренко Г.П.
Практик, международный эксперт, тренер, коуч, наставник, писатель, к. т. н., доцент, академик ЕАЕН, проректор по развитию ЧОУ ВПО СПБИТКУ
Переход от общества потребления к обществу созидания, успех в жизни, как результат реализации способностей и таланта Человека
В настоящее время в мире, и в нашем российском обществе, имеется разрыв между потреблением и созиданием, по моему мнению, он уже достиг предельной величины. Этот разрыв в развитых странах тоже продолжает увеличиваться и его необходимо срочно уменьшить, чтобы избежать финансовых, экономических, военных и социальных потрясений. Необходим срочный переход от общества потребления (потребительского общества) к обществу созидания (созидательному обществу).
Прежде всего, всегда, в каждой аудитории, при обсуждении практически любых вопросов, следует договориться о терминах и определениях. Это принципиальный момент. Разнообразные толкования рано или поздно, в лучшем случае, приведут к недопониманию.
Целесообразно отметить, что потребители будут и в общество созидания
Потребление англ. consumption; нем. Konsumtion. Процесс использования соц.-экон., культ, и природных благ с целью удовлетворения потребностей человека, соц. групп и общества в целомю. Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Потребление использование, употребление продукции, товаров, благ и услуг в процессе удовлетворения потребностей. Источник: Словарь терминов по социальной статистике
Потребление 1) процесс использование продуктов труда для удовлетворения потребностей людей; 2) по Ж. Бодрийяру – в условиях постмодернистского общества – система обменов и производства знаков, а также механизм власти, проявляющийся в мобилизации навязываемых потребностей, на основе выбора и «свободы». - Литература: Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион-Русская книга, 2003. Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Потребление использование продуктов труда для удовлетворения потребностей людей, в процессе которого эти продукты перестают быть потребительскими стоимостями. Источник: Экономико-социологический словарь.
Потребление consumption) - процесс использования товаров или услуг для удовлетворения экономических потребностей.
Социологи уделяли мало внимания потреблению по сравнению с производством, часто рассматривая первое как "простое отражение" второго (см. Недопотребление и перепроизводство). Когда же этот вопрос и попадал в поле зрения, интерес в основном вызывали "патологии" потребления - недоедание, чрезмерное пристрастие к наркотикам или алкоголю. И только иногда, как замечает [ Уорд (1990), социологи исследовали потребление "ради него самого". Согласно Уорду, ситуация меняется, чему есть ряд причин:
(а) расширение досуга;
(б) увеличение потребительских рынков "ниши специалиста", связанное с переходом в производстве к постфордизму;
(в) приватизация и ретоваризация сферы коммунальных услуг.
В результате новая социология потребления обнаружила возрождение интереса к двум сферам: к формированию вкуса, к погоне за статусом как к аспекту опыта персонального вознаграждения (см. Культура массового потребления) и, во-вторых, к сфере коллективного потребления. Источник: Большой толковый социологический словарь
Потреби́тель — человек, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных,общественных,семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (преамбула к Закону РФ «О защите прав потребителей»[1]).
«Потребители — это все мы» — такую характеристику этому понятию дал 35-й президент США Джон Фицджеральд Кеннеди в конгрессе США 15 марта 1962 года. Позднее эта речь стала основанием для создания Всемирного дня защиты прав потребителя.
Вся мировая экономика построена на том принципе, что конечным звеном в цепочке деньги-товар-деньги, как правило, является именно рядовой потребитель, поскольку именно на его удовлетворение естественных нужд и потребностей работают все отрасли промышленности, индустрии услуг и развлечений всего мира, за исключением разве что военно-промышленного комплекса. Потребитель — это самое главное звено любой отрасли экономики. Любой производитель, лишившийся потребителя, обречен на банкротство. На основании этого, можно считать, что защита законных прав и интересов потребителя является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Гражданин-потребитель должен осознавать, что совершая ту или иную сделку, заключая тот или иной договор, что-то приобретая, будь то товар или услуга, он защищен государством в полной мере. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
«Потребитель - вечный младенец, требующий соску», - писал Э. Фромм, предвосхищая появление одного из значимых феноменов современности - общества потребления. Именно этот «вечный младенец» начинает играть ведущую роль в социуме, где центральное положение занимает потребление. Такое общество представляет собой сложное многогранное явление, в котором индивидуальное потребление становится базой социальных отношений.
Исследования, проведенные во многих странах, показали, что действия потребителя подчинены одному мотиву - эгоистическому стремлению к собственному благу.
«Потребитель - вечный младенец, требующий соску» и этот «вечный младенец» сейчас играет главную роль в социуме, где основное положение занимает прогресс потребления.
Потребитель сегодня имеет различные потребности, которые практически ничем не ограничены, кроме имеющихся финансов.
Следует отметить, что в каждом случае потребитель, как правило, потребитель принимает решения, не зависимые от надобностей других потребителей. Потребитель руководствуется в основном двумя факторами: ценой и своими и финансовыми возможностями. Важнейшей характеристикой такой модели потребления стала полная автономность потребителя.
Существовавшие ранее правила поведения, система нравственных ценностей, культура и многие традиции оставались за пределами этой концепции. Усилилось влияние социального окружения на потребительский выбор.
Разделение стилей и предпочтений - вертикальное между социальными группами и слоями и горизонтальное - в виде внутригруппового расслоения - привело в движение потребительскую динамику. Следует подчеркнуть, что представители более высокого уровня имеют намерение отделиться от представителей более низкого уровня, а у представителей низкого уровня - достичь успеха в следовании за представителями высокого уровня. Разрыв между уровнями продолжает стремительно увеличиваться.
Известно, что 2% населения планеты обладают 50% мирового богатства, в это понятие входит владение недвижимостью и финансовыми активами. Такие подсчеты Всемирного института развития экономических исследований опубликованы в среду в британских СМИ. Такой концентрации богатства в руках немногих никогда не было в мировой истории, отмечают специалисты.
Для того чтобы войти в «золотой» один процент самого богатого населения планеты, необходимо иметь личное состояние не меньше 500 тыс. долларов. На сегодняшний день число людей, имеющих эти средства, составляет 37 млн., отмечается в исследовании.
Источник: Прайм-ТАСС
Анализируя модель современного общества потребления, целесообразно сделать акцент на знаковый, а не на материальный характер потребления.
Суть такого потребления красочно отражают слова Теодора Левитта: «Люди покупают не вещи, люди покупают свойства, которыми эти вещи обладают».
Поэтому меняется структура стоимости продукции (товаров и услуг). Товары и услуги теперь ценятся как средство коммуникации, которые информируют окружающих об индивидуальности, о социальном статусе, модности и прочих важных характеристиках его обладателя. Индивидуум приобретает определенную одежду или определенную марку автомобиля, для того, чтобы «испытывать удовольствие и чувствовать себя комфортно».
Всю совокупность организовываемых потребителями с помощью символов можно разделить на несколько типов:
- «Я такой же, как все
- «Я не такой, как другие, я индивидуальность».
- «Я имею то, что имеют члены моей эталонной группы, те, на кого я хочу быть похожим».
- «Я имею то, что не имеют другие». и использования продуктов».
Характерной чертой современного общества потребления является замена социальных отношений. Поскольку снимаются грани, связанные с материальностью, и статус знака в обществе может получить каждой объект, всякие человеческие отношения, то, любой компонент социальной реальности может быть объектом потребления. К этому относятся виртуальное и реальное общение между людьми просмотр видеороликов, клипов, кинофильмов, спортивных передач, прослушивание новостей, музыкальных произволений, покупка мебели, обуви, одежды, различных предметов. Заметим, что некоторые услуги, например, виртуальное и реальное общение, выходят за рамки традиционного понимания потребления.
Чтобы понять суть общества потребления, необходимо акцентировать внимание на двух важных моментах.
Важно подчеркнуть, что потребление в современном обществе играет преобладающую роль в социальных отношениях
В структуре общества потребления тесно переплетаются пространство возможностей и пространство желаний. Эта структура имеет вертикальное (иерархическое) и горизонтальное (стилевое) измерения. В первом распределение идет по критерию «могу - не могу», во втором распределение идет по критерию «хочу - не хочу». При этом создаются следующие группы:
- Члены общества потребления, обладают достаточными материальными ресурсами, чтобы жить в соответствии со своими индивидуальными потребностями.:
- Члены общества потребления, социально исключенные, которые принимают программу, но не имеют возможности выполнять предписания. Образ жизни индивидуумов связан материальными ресурсами, имеющимися в их распоряжении.
- Члены общества потребления, которые добровольно отказывающиеся от членства в обществе потребления. Они имеют необходимые ресурсы, но отвергают программу общества, и выбирают альтернативные стили жизни.
- Для многостороннего освещения сути современного общества потребления важным является критика потребительства.
Современное общество потребления индустриально развитых стран, характеризуется массовым потреблением материальных благ и созданием соответствующей системы ценностей.
Кроме того, современное общество потребления является ответственным за бесконтрольное развитие различных производств, ведущее к разрушению окружающей среды.
Перейдем к обществу созидания (созидательному обществу).
28 июня 2019 в городе Атланта (США) на платформе «АллатРа» прошла Международная пресс-конференция «За созидательное общество!», к которой через онлайн-телемост подключились люди со всего мира: из Германии, Испании, России, Белоруссии, Польши, Молдавии, Украины, Грузии, Марокко, ОАЭ, Узбекистана, Казахстана и многих других стран. Множество городов из 100 стран мира подключилась в этой конференции.
На этом важном событии присутствовали участники международного общественного движения «АллатРа», представители общественных, социальных организаций, СМИ, дипломатических, политических кругов, национальных и религиозных общин.
На открытии пресс-конференции выступил Робби Веллса, который рассказал о насущных проблемах потребительского общества, которое зародилось 6000 лет назад, о причинно-следственных связях, отразившихся на современной жизни людей, о важности преобразований в обществе. Он сказал, об уникальной деятельности международного общественного движения «АллатРа», которое своим примером показывает возможность изменения вектора развития общества с потребительского на созидательное мирным путём.
В своей речи мистер Веллс озвучил ключевые тезисы и приоритеты, касающиеся построения созидательного мирового общества мирным путем, реальные предложения о конкретных шагах и преобразованиях в этом направлении.
«Люди могут жить в мире и согласии, люди могут быть по-настоящему счастливыми. Люди могут изменить потребительский формат общества на созидательный. Пример тому есть — „АллатРа“. Люди объединяются по всему миру и действуют все вместе, независимо от страны проживания, вероисповедания или социального статуса. И объединяются они исключительно на лучших человеческих качествах, на тех качествах, которые отличают нас, людей, от зверей. Я считаю, что пришло время всему человечеству присоединиться к движению „АллатРа“ и навсегда избавиться от того, что есть в нас нечеловеческого, и всем вместе объединиться на высших человеческих качествах».
«Сегодня эта задача стоит крайне остро перед каждым из нас, так как все мы стоим перед самыми серьезными, жизненно важными вызовами за всю историю человечества. Мы стоим на пороге глобальных климатических изменений, которые произойдут в ближайшее десятилетие. К чему это приведет, если по-прежнему будет доминировать потребительский формат взаимоотношений в нашем обществе? Рухнут экономики всех стран, начнутся массовые войны за территории и продовольствие. Это будет самая страшная война за всю историю человечества — война за выживание. Начнется самоуничтожение человеческой цивилизации. Если мы не погибнем от изменений климата, то мы погибнем от ядерной войны. Это говорит о том, что при доминировании потребительского формата взаимоотношений как между странами, так и между людьми мы все уже заведомо мертвые. Но мы хотим жить! Можно ли изменить будущее сейчас? Можно! И менять его надо всем вместе, не теряя времени. Только тогда мы выживем, но выжить мы сможем только лишь как единая человеческая семья! Врозь мы умрем. Мы должны объединиться. В действительности в глобальном смысле нам нечего делить! Ведь у всех у нас одна национальность — человечество, одно место проживания — Земля!»
«Потребительский формат развития нашей цивилизации начался еще с шумер, 6 000 лет назад. И смысл его — это безмерное богатство единиц и обнищание масс. Вся известная нам история человечества построена на войнах и завоеваниях, которые породили много громких имен. Но история умалчивает о глобальном порабощении масс, о том, как в угоду единицам убивали миллионы людей. Я хочу, чтобы вы задумались об этом. Массы людей были уничтожены для того, чтобы удовлетворить животный аппетит небольшой кучки злых людей, животных. История потребительского общества — это история убийств и порабощения человечества, разделение общества на богатых и бедных, на свободных и рабов. Разве это жизнь, достойная звания человека? Нет».
«Нам необходимо всем миром, вместе создать единую плановую экономику созидательного мирового общества. Начало этому — это полное обнуление всех долгов между странами, в том числе и частных кредитов для граждан США и всего мира… Отдельно взятое государство, как бы оно ни было могущественно, сделать этого не сможет. Начать новую экономику с чистого листа».
«Мы будем восхищаться не теми, кто нас убивает и обворовывает, а теми, кто созидает для общества!»
Созидательный формат общества уже начинает широко и активно обсуждаться международной общественностью. Я горд, что именно в США в г. Атланте (штат Джорджия) 11 мая 2019 года состоялось историческое событие — первая международная онлайн-конференция нового формата „ОБЩЕСТВО. ПОСЛЕДНИЙ ШАНС“ на платформе международного общественного движения „АллатРа“, где люди из разных стран мира открыто и честно озвучили то, о чем умалчивают политики и мировая пресса. Люди озвучили не только проблемы, но самое главное — пути решения этих проблем по всему миру».
«Стремительное изменение вектора развития общества с потребительского формата на созидательный — это единственный шанс выжить всем нам. Здесь не до популизма и спекуляций на этой теме. Здесь нужны реальные конкретные действия от каждого человека. Будущее человечества зависит от нас, ныне живущих. Мы должны сделать все, чтобы такая нация, как человечество, выжила».
В своем выступлении Марина Овцынова акцентировала внимание на назревшей необходимости созидательных преобразований в мировом обществе:
«Если было бы меньше игр в политику, то люди действительно знали бы, что их ждет в ближайшем будущем, знали всю правду о климатической ситуации и перспективы на ближайшие годы».
«Потребительский формат убивает самое главное — человечность.
Хватит бороться со следствиями, надо устранять саму причину. Мы, люди, собравшись всем миром, можем сделать нашу жизнь достойной.
Чего хотят люди во всем мире? Жить честно, справедливо, безопасно, в достатке, мало работать, много зарабатывать. Так должно быть в созидательном, технически высокоразвитом цивилизованном обществе.
Если каждый из нас, людей всего мира, на своем месте сделает сейчас все возможное для изменения потребительского формата существования нашего мирового сообщества на созидательный, то у наших потомков будет будущее!
Наша планета Земля слишком маленькая и хрупкая. Выжить в период ее потрясений мы сможем только все вместе, нашей общечеловеческой созидательной, дружной, единой семьей.
Этого хотят люди по всему миру. Если люди во всем мире скажут «да», то так оно и будет. Если люди захотят, то мир изменится. Если изменится мир, то изменится и будущее».
Своим опытом построения прочных связей между разными странами и культурами, которые основаны на взаимной дружбе и партнерстве, поделился с международной аудиторией Роберт Кеннеди, президент Совета Атланты по международным отношениям, старший научный сотрудник Института стратегических исследований Военного колледжа армии США, директор Европейского центра исследований безопасности им. Джорджа Маршалла. Мистер Кеннеди отметил: «Когда мы смотрим на построение лучшего мира в будущем, нам нужны знания: знание себя, знание других, знание истории народов, культур, традиций, интересов и среди прочего понимание целей и задач других людей».
«Мы живем в мире индивидуальной и национальной глобализации, поэтому то, что каждый из нас делает и, что более важно, как мы это делаем, может и будет определять будущее человечества. Работая вместе, мы можем создать более перспективное будущее».
По итогам конференции люди в разных странах мира продолжили общение, обмен идеями и конкретными предложениями, делились пониманием того, насколько мировому обществу сегодня необходимы перемены. Хорошие, добрые люди во всем мире готовы к объединению и реальным созидательным действиям.
Многие отмечали, что независимо от их социального статуса, национальности, вероисповедания, в общей цели: преобразование нашего общества из потребительского в созидательное, начиная с себя.
Общество Созидания - это объединение людей, которые хотят продолжать производить товары и оказывать услуги приносящие пользу и радость людям, создавать все то, что было, есть и будет необходимое для каждого человека и общества в целом, творить в самом широком смысле этого слова.
Основополагающими является традиции и культура каждого народа, каждой национальности. Для русских - это фундамент, его душа, это жизнь в гармонии с природой. А созидание это процесс гармонизации жизни и как результат улучшение жизни народа. Необходимо повсеместно укреплять наш фундамент, улучшать нашу жизнь.
Само слово «созидание» имеет чрезвычайно много синонимов.
Созидание – это благая деятельность. Созиданием называют то занятие, которое приносит, как правило, общественную пользу. В литературной речи «созидание» имеет оттенок, некого величественного, особо важного или очень полезного деяния. В литературе созидание только этим отличается от слова, от которого оно сформировано (создать).
Наверно, к оригиналу больше всего подходит понятие «творческий процесс».
По сути, акт созидания – это изготовление чего-либо.
Скорее всего, процесс созидания – это вид одухотворенной деятельности, приносящей творцу удовлетворение и душевную радость. И даже муки творчества, терзания, в результате которых рождается прекрасная вещь, органично вписываются в созидательный процесс. созидания это Присутствие души обязательно. Если автор в свое творение вкладывает душу – это может быть показателем созидания. Это, безусловно, творчество, к которому никогда не будет относиться бездушная механическая работа, даже при высококлассном исполнении. Есть еще одно слово, которое очень подходит к исследуемому термину - улучшение. Не в смысле «бытовых условий», хотя и здесь творческий процесс вполне уместен, а применительно ко всему миру вокруг нас. Стремление сделать человеческую жизнь красивее, безопаснее, достойнее – это, безусловно, процесс созидания, это улучшение окружающей действительности. Вечные спутники-антиподы. К сожалению сегодня, миром правит не только добро, но и зло. Это антиподы, к которым в полной мере относятся добро и зло, любовь и ненависть, созидание и разрушение. Это две стороны жизни – светлая и темная, которые с переменным успехом борются между собой каждую минуту. Об этом говорят и многочисленные стихи. Например: «…люди, что же нам всем нужно? Строим, рушим день за днем, то мосты возводим дружно, то в отчаяньи их жжём…» Созидание – это добро, разрушение – это зло. Поэтому и бог называется творцом – он созидает. А дьявол - разрушителем. созидание и разрушение Подмена понятий Интересно, что создание и созидание, слова, отличающиеся одной буквой, и, в принципе, означающие процесс производства чего-либо. Но очень часто они несут абсолютно разную смысловую нагрузку, хотя в «Толковом словаре живого русского языка» В. Даля, выпущенного в 1861 году, напротив слова созидание стоит «см. создание». Построение или возведение чего-то противного и людям и богу, например, концентрационного лагеря (самый приводимый пример, потому что является злом в чистом виде), никогда нельзя назвать созиданием, а созданием можно. Конечно, словами часто играют, говорят, что разрушение тех же концлагерей есть добро, а создание – зло. Наверное, созидание и разрушение - термины, применение которых уместно в глобальном смысле – разрушить мир, семью, жизнь, мировозрение. То есть поломать что-то хорошее, гармоничное, сделать то, что нанесет и человеку, и миру конкретный вред. К сносу ветхого жилья не стоит применять термин «разрушение». Казуистика объясняется как изворотливость, подмена понятий, игра словами. Сейчас она в почете, и вкупе с сакраментальной фразой «у каждого своя правда» приводит к катастрофическим последствиям. Поэтому так важно умение выбрать из десятков синонимов самое верное слово, еще лучше, правильно направлять свои мысли. И поэтому детей с детства надо учить пониманию разницы между добром и злом. В жизни все четко расставлено по своим местам. Понятия белое и черное, любовь и ненависть, созидание и разрушение всегда находились по разные стороны реки под названием жизнь. Пыль времен созидание и развитие 150 лет, прошедшие после выхода словаря В. Даля, не могли не внести после стольких войн и революций свои коррективы в определенные понятия. Вот и некоторые исследователи считают, что термины созидание и разрушение относятся к космическим понятиям и применимы в высших духовных сферах. Все, что противно богу, является злом, разрушением, ненавистью. Все, что способствует улучшению божественной гармонии, есть созидание. Это всегда оптимистический, приносящий радость процесс, способствующий бесконечному развитию как человеческой личности, так и общества в целом. И это совсем не субъективные понятия. Созидание – это всегда движение вперед Тесно связаны между собой такие термины, как созидание и развитие, которые могут выражаться в самосовершенствовании и самореализации личности, в возникновении новых отраслей науки и техники, в отмене рабства, в полетах на другие планеты. Созидание всегда ведет к развитию общества, это сакраментальное понятие, находящееся на светлой стороне, там, где правит добро. Чернова Ольга https://fb.ru/article/148151/protsess-sozidaniya-eto-uluchshenie-i-razvitie-obschestva
Человечество устало от общества потребления с его тотальной деградацией во всех сферах жизни каждого человека. Это, прежде всего культура, традиции, искусство, образование (в школах давно не учат, а зомбируют), медицина (не лечат, а калечат), СМИ, которые уже давно не просвещают, а дезинформируют население, торговые сети, которые давно продают не натуральные продукты, в семьях искусственные, фальшивые отношения, власть, административные и финансовые структуры постоянно навязывают потребительский образ жизни. Одним словом можно сказать, идёт целенаправленное уничтожение большей части человечества, в том числе и населения России. Поэтому перед человечеством стоит ГРАНДИОЗНАЯ ЗАДАЧА срочно изменить ВЕКТОР РАЗВИТИЯ.
Необходимо перейти от общества потребления к обществу созидания, когда успех в жизни индивидуума будет являться результатом реализации способностей и таланта каждого Человека.
В обществе потребления и в обществе созидания,
народное государство интересует конечный результат реализации способностей и таланта каждого Человека!
Процесс перехода от общества потребления к обществу созидания может быть осуществлен по нескольким стратегиям. Например, революционный путь, его надо сразу отвергнуть, поскольку ни одна революция за всю историю человечества не улучшила благосостояния народа!
Эволюционный путь перехода от общества потребления к обществу является и длительным, и тупиковым. Наиболее реальным является квантовый переход, благодаря просвещению и обучению индивидуумов.
Успех будет достигнут в результате реализации способностей и таланта Человека
N.B. Переходи из общества потребления в общество созидания!
Вступайте в профсоюз «Единение» и приглашайте в него своих друзей и знакомых!
Вместе мы СИЛА!