Тезисы доклада Оноприенко В.И.
Оноприенко Владимир Иванович,
профессор, доктор экономики и коммерции, кандидат экономических наук, академик Ноосферной Общественной Академии наук, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств (Санкт-Петербург)
Тезисы доклада
Русская Цивилизация Правды: сплав праведности и справедливости.
Активное осознания российским обществом, русским народом, коренной ОСОБОСТИ российской цивилизации, связь её будущего с ростом понимания, что именно СССР, советская цивилизация, соответствовали цивилизационным особенностям России, а нынешняя либерально-рыночная стратегия исторического развития терпит исторический крах - это тектонический процесс, который неумолимо нарастает.
Российская цивилизация - это социально-культурная общность, сформировавшаяся на основе универсальных, т. е. сверхлокальных ценностей православного христианства, а также под влиянием особенностей географического положения и природно-климатических условий. Эти ценности получили выражение в соответствующих системах морали, права, искусства, а также нашли свои формы выражения в обширном комплексе практических и духовных знаний, в символических системах, способствующих преодолению локальной замкнутости первичных коллективов.
Российская цивилизация исторически определилась ее этно-конфессиональным ядром – русским (древнерусским) народом и, соответственно, – русским православием. Язык и культура «ядра», т. е. русский язык и русская культура решающим образом повлияли на интеграцию всех элементов цивилизации в единое целое. Именно «ядро» во многом определяет характер и особенности российской цивилизации, ее отличия от других цивилизаций. Вместе с тем, многоэтичность и многоконфессиональность является неотъемлемой чертой российской цивилизации. Явившись ядром российской цивилизации, русский (первоначально –древнерусский) народ стал и носителем культурно-генетического кода. Этот код со временем, в той или иной степени, стал достоянием и других народов, вошедших в состав России, стал основой общероссийского народного характера, образа жизни и мысли.
Трактовка России как цивилизации сегодня характерна для работ многих авторов. Однако следует особо выделить работы А. С. Панарина 1990-х – начала 2000-х гг., т. е. того времени, когда в политике России был взят односторонний курс на подражательство Западу и на следование в русле его политической линии. В работах А. С. Панарина решительно отвергалась трактовка России как неполноценной страны, обреченной лишь на то, чтобы, отказавшись от всяких попыток сохранить самобытность и самостоятельность, всецело и слепо следовать в фарватере Запада. Она предполагала при реформировании российского общества первоочередной учет не абстрактно-общих положений, а конкретных особенностей
России, благо и процветание ее народа. «Россия – не этническое государство русских, - отмечал А. С. Панарин, - а особая цивилизация, обладающая своим суперэтническим потенциалом и соответствующим набором геополитических идей».
Наиболее точно, по нашему мнению, определение русской цивилизации сформулировал Александра Ивановича Субетто: «Россия есть евразийская, общинная, многонациональная, с самой большой территорией проживания общества в мире и с наиболее холодным (по отношению к другим цивилизациям) климатом, определяющим самую высокую энергетическую стоимость воспроизводства жизни общества, цивилизация».
Главным цивилизационным качеством России является её русскость, как, с одной стороны, выражение исключительной и цивилизационно-системообразующей роли русского народа в становлении российской цивилизации и российского государства, и, с другой стороны, как особый, уникальный синтез «Востока» и «Запада», не имеющий больше аналогов в мире. Этот синтез и позволяет определять Россию как особый «цивилизационный, социоприродный континент», равновеликий и «Азии» (за пределами России), и «Европе» (за пределами России).
Русскость российской цивилизации определяет её духовность. Российская цивилизация есть духовная цивилизация.
А.С.Панарин отнёс «западные цивилизации» к типу «прагматических цивилизаций». В этих цивилизациях поступают в соответствии с кредо – «действовать по обстоятельствам». По А.С.Панарину цивилизации Востока, в том числе и российская цивилизация, относятся к типу «духовных цивилизаций», в которых люди поступают и действуют в соответствии с кредо – «вопреки обстоятельствам». Именно кредо духовной цивилизации – «действовать вопреки обстоятельствам», стало основой Великой Победы над фашистской Германией 9 мая 1945 года.
Выражением русскости российской цивилизации является русская философия – философия любви и добра, форма проявления русского разума, в мировоззрении которого «всечеловечность» (Ф.М.Достоевский), обращенность к кооперации, как основе бытия человека на Земле, являются «сквозными» на протяжении всей истории.
Каждый раз История подчеркивала цивилизационную уникальность России, проявленную в ценностном геноме российской цивилизации - сплав праведности и справедливости.
Евразийский фокус русской философии, большой хронотоп исторического развития России определили появление Русского Космизма, как важнейшего философского русского мировоззрения и мироосвоения.
Русский Космизм есть космическое измерение русской философии, или другими словами – есть русская космическая философия, древность которой равномасштабна древности русского языка. Кстати, по результатам исследования современного греческого филолога Дмитрия Ираклидиса, создавшего этимологический словарь, все европейские языки, включая и сам греческий язык, произошли от русского языка, поскольку он старше по историческому возрасту. «Именно поэтому (по М.В.Ломоносову), мы находим в русском языке «великолепие» испанского, «живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского», и, «сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Ну, а поскольку в русской культуре «язык» и «народ» – синонимы (на что с восхищением обратил внимание Ф.М.Достоевский), то в генетике русского языка отражена и генетика русского народа, русского человека».
Русская духовность- «духовность правды».
Русское человековедение фактически раскрывает ценностные основы российской цивилизации, которые складывались веками и отражали ценности, центрирующиеся вокруг «правды», как единства истины, добра, красоты и справедливости, а также – ценности любви или кооперации, взаимопомощи, товарищества, соборности или общинности, коллективизма, сильного государства, труда, равенства.
«Не в силе Бог, и в правде!» – говорил князь, защитник Земли Русской Александр Невский.
«Русское человековедение правдолюбивое, что означает, что оно смотрит на человека, на смысл его жизни через призму правды – правды человеческого бытия. Поэтому русское человековедение пронизано борьбой против несправедливости, думой о духовном и космическом предназначении человека.
Русское человековедение кладет в центр своего человекопознания мысль о человеке, как духовном воине, о человеке, о котором вологодский поэт А.Я.Яшин написал:
«В несметном нашем Богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество, Верность, Братство,
А есть еще:
Совесть, Честь…
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали, –
И это не просто слова!».
Прав А.С.Панарин: в нашем духовном наследии – состоит цивилизационная альтернатива Западу. Остаётся только одно для всех: для рабочего, студента, школьника, преподавателя, инженера, ученого, писателя, композитора, священника, верующего и т.д. – вернуться к собственным корням бытия, услышать мерную поступь настоящей истории и тогда начнётся восстановление экономики России, её достойное движение в XXI веке».
В России нет конфликта между «Востоком» и «Западом», потому что она как уникальная евразийская цивилизация есть уже исторический состоявшийся цивилизационный и духовный (поскольку Россия – «духовная цивилизация») синтез «Востока» и «Запада».
Россия как «духовная цивилизация»- Цивилизация Правды.
Русский и советский философ Владимир Георгиевич Комаров в своей монографии по социальной философии «Правда: онтологическое основание социального разума», опубликованной благодаря усилиям другого русского и советского философа-марксиста и известного политэконома В.Я.Ельмеева в 2001 году, после смерти автора этой монографии, придал понятию «правда» категориальную функцию и поднял её на высший уровень категориальной системы, описывающей онтологию социального разума.
Без познания «онтологической правды» или «правды истории» «социальной разум» остаётся в «ловушке» лжи истории, или онтологической лжи, и в этом качестве обречен на гибель. И в этом контексте служение онтологической правде и есть русскость, и есть истинная русская, и на её базе – истинная советская философия.
По В.Г.Комарову, понятие «онтологическая правда», как «правда истории», снимает иллюзорные покровы «с философии прагматизма», которая по своей сущности есть «мышление в пределах объективных социальных видимостей», порождаемых «фетишистскими рыночными реалиями». Он вводит понятие «жизнеобеспечивающий труд», который есть «труд принципиально необсуждаемый», и в котором проявляется «фундаментальная сущностная связь между рабочей силой, её функцией – трудом и продуктом соответствующей деятельности – жизнью как движением общественной формы материи»
Онтологической правде или правде истории противостоит онтологическая ложь или ложь истории, за которой скрывается отчуждение человека в рыночно-капиталистической системе бытия и от своего труда, от себя и своего предназначения, и как следствие – от истории, которую он воспроизводит своим трудом.
Русскость есть постоянное духовное устремление русского народа к правде Истории, к онтологической правде. И как интегральное цивилизационное основание истории России, оно превращает российскую цивилизацию в «исторического предиктора». Самый большой в мире пространственно-временной хронотоп государственности и бытия России делает её уникальной и единственной.
Капитализм превратился в «онтологическую ложь». Капитализм - это принудительная задержка естественного движения человечества в «пространстве эволюции», что грозит человечеству экологической и гуманитарной гибелью, т.е. небытием и порабощением Некросферой.
И наконец, главное. Именно СССР после победы во Второй мировой войне сыграл ключевую роль в том, чтобы большинство колоний Западной Европы получили свою независимость в запущенном Союзом процессе общемировой деколонизации.
Вся история России говорит о том, что она была последовательна при любой власти и строе в отстаивании принципов независимости и самоопределения наций и народов. Именно она всячески помогала созданию многополярного мира в любую эпоху и во все времена. К сожалению, очень часто при этом, она жертвовала собственными интересами, и если бы политика России-матушки хоть бы на долю, была бы аналогична Британской, то сейчас полмира находилось бы в составе Российского Императорского Содружества наций, а русский народ купался бы в роскоши, как шейхи Саудовской Аравии, за счет освобожденных от других колонизаторов государств, стран и их капиталов.
Заключение:
Развитие русской культуры, русской философии и русской науки породило русское человековедение, которое по внутренней своей сути, по ценностным доминантам, было всегда антикапиталистическим, антимонетарным, антипотребительским, провозглашая примат духовного над материальным, призывая к творчеству, к труду ради всеобщего блага для всех, ради счастья для всех.
Россия как Цивилизация Правды снова в XXI веке начинает «говорить» с миром «языком» онтологической правды – правды истории, которая состоит в переходе человечества к ноосферной истории – в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта.