Доклад Субетто А.И. 08 октября 2021 на открытии
А.И.Субетто
СССР как опыт для цивилизационного ноосферного развития стран и народов в
Эпоху Великого Эволюционного Перелома
и миссия России в XXI веке
(Пленарный доклад на заседании Всероссийского Съезда
народных делегатов «Развитие России на основе развития
потенциала каждого Человека в созидательном труде»
8 октября 2021 года)
- 1 -
«Мир человечества» уже 30 лет находится в «пространстве» наступившей Эпохи Великого Эволюционного Перелома, старт которой, по моей оценке, представленной во многих моих научных трудах 90-х годов ХХ века и 0-х годов XXI века (в частности, в монографии 2001-го года «Ноосферизм»), дал переход глобального экологического кризиса в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ-го века. Еще в начале 70-х годов известный американский эколог Б.Коммонер в книге «Замыкающийся круг» вынес «приговор» всей экономической системе капитализма, покоящейся на основах рынка и частной собственности, разделившей общество на «работодателей», или капиталократию (в соответствии с моей теорией капиталократии) и «наемный труд»: технологии на базе частной собственности уничтожают главное богатство человечества – экосферу. В 1991 году появляется Доклад, написанный по заказу Мирового Банка Международной группой ученых во главе с Р.Гудлендом, Г.Дейли и С.Эль-Серафи, в котором был вынесен вердикт: в экологически заполненной земной нише, которую занимает человечество, рынок как механизм развития, исчерпал себя.
Обращаю внимание, что этот вердикт был опубликован в 1991 году в США, в Нью-Йорке, именно тогда, когда под лозунгом рыночных реформ «дуэт М.С.Горбачев – Б.Н.Ельцин», во главе команды «рыночных реформаторов» (назовем уже ставшие «символами» этих реформ Е.Г.Гайдара и А.Б.Чубайса), уничтожал все завоевания социализма, СССР, объявляя миру, что наконец-то Россия «возвращается» на магистральный путь развития, олицетворяемый «Западом», т.е. «метрополией» системы глобального империализма мировой финансовой капиталократии, для которой весь мир – «периферия», объект колонизации, как необходимого «элемента» воспроизводства этой системы.
Это предательство части правящей «верхушки» Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) требует глубокого теоретического анализа, который пока не осуществлен. За этим феноменом «прячется» огромная сложность становления социалистического человека, для которого «общественное», «общее», коллективизм и альтруизм, как ценности, пользуются намного большим приоритетом в жизни, деятельности, чем «частное», ставка на индивидуализм и эгоизм, на прибыль и обогащение. Требует глубокого анализа и «обуржуазивание» сознания части советской интеллигенции, особенно в области искусства, и в целом советского народа под воздействием усиления роли рынка и прибыли в процессе реформ 60-х – 80-х годов.
Именно эта рыночно-капиталистическая разобщенность общества, капиталорасизм «хозяев денег» (в определении В.Ю.Катасонова), или в системе понятий моей теории капиталократии – мировой финансовой капиталократии, и превратилась в механизм, порождающий ускорение экологической гибели человечества.
Лорд Арнольд Джозеф Тойнби, известный британский историк, в начале 70-х годов, почти 50 лет назад, с горечью предупредил мыслящих людей, дав жесткую оценку «Западу»:
«Запад способен гальванизировать и разъединять, но ему не дано стабилизировать и объединять… человечество не сможет достичь политического и духовного единства, следуя западным путем (добавлю – т.е. рыночно-капиталистическим путем). В то же время совершенно очевидна насущная необходимость объединяться, ибо в наши дни единственная альтернатива миру – самоуничтожение…».
Но эта единственная альтернатива и есть, в моем определении, ноосферный социализм, строй на базе доминирования общественной собственности, действия Закона Кооперации, обеспечивающий в XXI веке новую форму развития человечества – управляемую социоприродную эволюцию на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества.
Этот новый путь развития человечества и научно-мировоззренческую систему, этот путь обеспечивающую, – я назвал «Ноосферизмом». К настоящему времени Ноосферизм как теоретический комплекс включает не только теоретическую систему собственно Ноосферизма, но и учение об общественном интеллекте, теорию Ноосферного Экологического Духовного Социализма, философию управляющего разума, концепцию научно-образовательного общества, ноосферную парадигму универсального эволюционизма, концепцию ноосферного образования и т.д. Назову только некоторые комплексы работ, написанные мною, подтверждающие вышеназванное: 10 томов (16 книг) «Сочинения. Ноосферизм», монографии, книги «Ноосферизм: новая парадигма бытия человека и развития цивилизации на Земле и в Космосе» (2020), «Диалоги: Ноосферизм- Будущее Человечества» (2020, соавтор – В.В.Лукоянов), «XXI век как эпоха ноосферной революции в разуме и в системе смыслов бытия человека (основы ноосферных мировоззрения, науки и практики)» (2021), «Ноосферная эмансипация человека» (2021), «Ноосфернре развитие. Ноосферный гуманизм. Ноосферная телеология» (2021).
Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома, которая длится уже 30 лет, и которая, по моему прогнозу, «минимум» – охватит весь XXI век, одновременно включает в себя, как первый этап – Эпоху Краха рынка, капитализма и либерализма, или другими словами – Эпоху «расставания» со всей рыночно-капиталистической системой бытия и хозяйствования на Земле. Возникший императив выживания человечества на Земле – есть императив, таким образом, соединяющий в себе социалистический и ноосферный императивы, реализация которого включает в себя удовлетворение требований закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе, своеобразных «Родов Действительного, т.е. Ноосферного, Разума» в лице человечества (которое в будущем должно стать своеобразным «мозгом Биосферы на Земле»), и на этой основе трансформацию созидающего труда человека на Земле в ноосферный жизнесозидающий труд. Или это произойдет в XXI веке, или Природа в лице Биосферы и планеты Земля, как суперорганизмов, имеющих собственные гомеостатические механизмы, «уберёт» нас, человечество, из своего «живого тела» (о природе как «живом теле» и «метафизическом коммунизме мироздания» писал в «Философии хозяйства» еще в 1910 году русский философ С.Н.Булгаков), как свою «раковую опухоль». Для этого у неё в «распоряжении», по моей оценке, имеется более трех десятков различных «сценариев», или, другими словами, «стратегий» – «обратных связей» её гомеостатов.
- 2 -
Прежде чем перейти к оценке феномена СССР во всемирной истории, в том числе в истории российской евразийской цивилизации мне необходимо остановиться еще на одной важной стороне выдвинутого мною понятия «Эпоха Великого Эволюционного Перелома», раскрывающей именно эту характеристику происходящего «перелома» в развитии взаимодействия человечества с Природой – «Великий Эволюционный».
Смысл этой характеристики можно правильно понять и осознать только, если мы будем знать ответ на вопрос «Что есть прогрессивная эволюция?».
Мною в теоретической системе Ноосферизма обоснован новый взгляд на «универсальный эволюционизм», который как понятие, очевидно, первым рассмотрел Н.Н.Моисеев, известный советский и российский ученый, математик и мыслитель, Титан Эпохи Русского Возрождения. Этот новый взгляд, который я назвал «ноосферной парадигмой универсального эволюционизма», или ноо-косомо-номогенезом» (недавно я опубликовал свою монографию «Вирус и ноо-космо-номогенез (развитие теоретических основ Ноосферизма)», в которой достаточно полно изложил теорию ноо-космо-номогенеза), представляет собой синтез 3-х парадигм в системе взглядов на прогрессивную эволюцию, т.е. эволюцию, сопровождающуюся ростом сложности систем (в процессе их эволюции):
- дарвиновской парадигмы (автор – Чарльз Дарвин; знаменитая триада <наследственность, изменчивость, отбор>, доминирование закона конкуренции);
- кропоткинской парадигмы (автор – русский ученый и мыслитель второй половины XIX века, Титан Эпохи Русского Возрождения Петр Алексеевич Кропоткин; он, оппонируя системе Дарвина, делавшей ставку на «естественный отбор», «борьбу видов» и конкуренцию, выдвинул противоположную дарвиновской парадигме парадигму, по которой прогрессивная эволюция управляется механизмами сотрудничества, взаимопомощи, любви; эту кропоткинскую доминанту я назвал законом кооперации, а парадигму Кропоткина, в противовес дарвиновскому «селектогенезу», предложил называть «коогенезом»);
- берговской парадигмы (автор – русский ученый, географ и эволюционист, также по моей оценке – Титан Эпохи Русского Возрождения, Лев Семенович Берг, который предложил свою парадигму представлений о движущей силе прогрессивной эволюции, которую предложил называть номогенезом; понятие, образованное от древнегреческого слова «номос» – закон; в соответствии с номогенезом, существуют законы, направляющие прогрессивную эволюцию по определенному руслу).
Основой объединения этих 3-х парадигм стало моё теоретическое обобщение, в соответствии с которым любая прогрессивная эволюция – эволюция Вселенной. Эволюция Галактики, эволюция Биосферы Земли, эволюция человечества – антропогенез, социальная история человечества вплоть до наших дней – подчиняется действию двух метазаконов (я ввел понятие «метазакона», чтобы подчеркнуть его высокой системный статус в иерархии законов эволюции):
- Метазакону Сдвига от доминанты Закона Конкуренции и механизма отбора – к доминанте Закона Кооперации и механизма интеллекта;
- Метазакону Интеллектуализации или «Оразумления» прогрессивной эволюции (этот метазакон является своеобразным следствием действия первого метазакона).
При этом, мною был представлен в этой концепции новый взгляд на «интеллект», а именно как на эволюционный механизм, являющийся противоположностью (если прибегнуть к закону борьбы и единства противоположностей в теоретической системе диалектики по Гегелю) механизму «естественного отбора» по Дарвину. Если естественный отбор является «запаздывающей обратной связью» (на языке кибернетики), определяющей селекцию эволюционирующих видов по Дарвину, «интеллект» по А.И.Субетто является «опережающей обратной связью» или «управлением будущим» со стороны той системы, частью которой он является. В каждой эволюционирующей системе столько имеется интеллекта, насколько она может переводить себя из «состояния в настоящем» в «желаемой состояние в будущем», на определенном лаге упреждения, независимо от воздействия внешней среды.
Поэтому метазакон Интеллектуализации или «Оразумления» прогрессивной эволюции можно трактовать и как Метазакон роста роли управления (или эволюционного самоуправления) в прогрессивной эволюции. Частными случаями проявления этого «метазакона» является закон цефализации в биологической эволюции на Земле (роста роли мозговых структур и их развития по мере роста сложности организмов млекопитающих, птиц, земноводных) Дана (на который часть ссылался В.И.Вернадский в процессе разработки основ своего учения о переходе Биосферы в Ноосферу) и закон перехода Биосферы в Ноосферу В.И.Вернадского (это научное открытие В.И.Вернадского по представлению А.А.Горбунова и А.И.Субетто было запатентовано Европейской академией естественных наук в 2013 году – в год празднования 150-летия со дня рождения великого ученого и мыслителя ХХ-го века В.И.Вернадского, тоже в моей оценке – Титана Эпохи Русского Возрождения, и закреплено, как открытие, за В.И.Вернадским).
Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома потому и является таковой, что она есть переход в эволюции человечества и в эволюции Биосферы Земли в единую мегасистему – Ноосферу, который одновременно означает собой качественный скачок внутри социальной жизни человечества: от доминирования Закона Конкуренции и социал-дарвинизма, с его капиталистическим принципом по Гоббсу «человек человеку – волк», – к доминированию Закона Кооперации и ценности коллективизма, товарищества, братства, с принципом «человек человеку – друг, товарищ и брат».
А это одновременно означает и «Роды» Действительного – Ноосферно-Управляющего – Разума», когда происходит скачок в социальной прогрессивной эволюции человеческого разума из состояния «Разум-для-Себя» в состояние «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса», т.е. в такое состояние Разума, когда он становится коллективным, управляющим социоприродной эволюцией, разумом – общественным интеллектом, управляющим будущим развитием не только человечества, но и всей Биосферы.
И еще раз повторю, заостряя внимание слушателей на важнейшем моменте истории человечества, олицетворяемого Эпохой Великого Эволюционного Перелома. Этим моментом является переход человечества от Стихийной парадигмы истории, на базе доминирования Закона Конкуренции, мира войн, эксплуатации и насилия – к Управленческой парадигме Истории, на базе доминирования Закона Кооперации, т.е. мира без войн, эксплуатации и насилия, служащего базисом Мира Ноосферной (планетарной) Кооперации цивилизаций, стран, народов, этносов, на базе которого только и может появиться Ноосферный Коллективный Разум Человечества, способный на базе Ноосферной Науки и Ноосферного Образования научно управлять социоприродной эволюцией, в том числе на длинных циклах спирали прогрессивной эволюции Биосферы, Солнечной системы, Галактики. Именно этому будущему я специально посвятил монографию «Мегакосмическая проскопия разума (общественного интеллекта) Человечества», изданную в 2014 году под научной редакцией В.В.Лукоянова. В ней я утверждал: «Происходит формирование Ноосферно-Научной Картины (ННКМ) […], которая служит основанием появления нового качества научной мегакосмической проскопии коллективного Разума человечества, адекватного императиву его выживаемости и его перехода к Новой Парадигме Истории в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества, открывающей Врата в Будущее человечества как Ноосферной и одновременно Космической цивилизации».
Мир капиталистической конкуренции, диктатуры мировой финансовой капиталократии, рвущейся из США – страны «базирования» системы глобального империализма – в Космос, в том числе в виде «проектов» Илона Маска в виде будущего полета на Марс и опутывания ближайшего космоса Земли сетью миниспутников (около 10 тысяч), создающей возможность следить за всем человечеством и обеспечить внезапный удар космических группировок США по любому потенциальному противнику (главными из которых в военной доктрине США названы Россия и Китай), – повторю еще раз, есть система экологического самоубийства, которая может стать и механизмом экологической гибели всего человечества. Альтернатива этой системе экологического безумия одна – Ноосферный Экологический Духовный Социализм или Ноосферизм, единственная социально-цивилизационная, и одновременно – экономическая основа, стратегии экологического спасения человечества на Земле.
Предчувствие Эпохи Великого Эволюционного Перелома, которая уже наступила, мы находим в фантастическом романе, еще одного Титана Эпохи Русского Возрождения, знаменитого советского ученого-геолога и палеонтолога Ивана Антоновича Ефремова «Час быка». Главная мысль этого романа, что выход любой цивилизации из фазы планетарного развития в фазу космического развития имеет своим базовым условием переход такой цивилизации (человечества) от «Эры Разобщенного Мира» (а это и есть мир доминирования в развитии Закона Конкуренции) – к «Эре Встретившихся Рук» (как в песне Булата Окуджавы поётся «Возьмёмся за руки друзья, чтобы не пропасть по одиночке»; а это и есть мир доминирования в развитии Закона Кооперации).
Приведу размышления учителя из «пролога» в этом романе:
«Учитель знал – после молчания последуют вопросы, тем более пытливые, чем сильнее задела молодых людей обрисованная им историческая картина. И, ожидая их, он старался угадать, что больше всего заинтересовало учеников… Пожалуй, психология людей в трудные эпохи перехода от низших общественных форм к высшим, когда вера в благородство и честность человека, в его светлое будущее разъедалось нагромождением лжи, бессмысленной жестокости и страха. Сомнения обезоруживали борцов за преобразование мира или делала людей равнодушными ко всему, ленивыми циниками. Как понять чудовищные массовые психозы в конце ЭРМ – Эры Разобщенного Мира, приводившие к уничтожению культуры и избиению лучших? Молодые люди ЭВР – Эры Встретившихся Рук – безмерно далеки от всего, что связано с истерически напряженной нервозностью и страхами прошлых времен».
Закон Кооперации, и как, с другой стороны, опасен именно вследствие инерции жизни по законам конкуренции, рынка, частной капиталистической собственности и социальной психологии людей, выращиваемой целенаправленно на принципе Гоббса (социал-дарвинизма, т.е. капиталорасизма, если следовать логике моей последней книги «Капиталорасизм», 2021г.): «человек человеку – волк». Напомню процитированное мною выше высказывание Тойнби: «Запад способен гальванизировать и разъединять… человечество не сможет достичь политического духовного единства, следуя западным путем. В то же время совершенно очевидна насущная необходимость объединяться… альтернатива миру – самоуничтожение…». Вот почему императив выживания человечества на Земле в XXI веке – это синтез ноосферного и социалистического императивов.
XXI век – это Эпоха начинающегося Ноосферного Прорыва человечества и России! – Именно потому, что Россия:
- первой совершила в 1917 – 1936гг. Великую Русскую Социалистическую Революцию, на базе которой родился СССР и как его выражение – советская цивилизация,
- первой совершила в 1961 году – Космический Прорыв в лице полета на космическом аппарате советского летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина,
- первый предложила миру учение о переходе Биосферы в Ноосферу, как законе глобальной эволюции Биосферы, разработанное В.И.Вернадским, на базе развития которого появились Русская Научная Ноосферная Школа мирового значения и как её всеотъемлемая часть – Научная Школа Ноосферизма.
- 3 -
Теперь, после того, как я ответил на вопрос «Что представляет собой Эпоха Великого Эволюционного Перелома», я перехожу к основному тезису моего доклада, представленного в его названии: «СССР как опыт для цивилизационного ноосферного развития стран и народов в Эпоху Великого Эволюционного Перелома».
Начну с того, что в самом содержании коммунизма и социализма теоретически К.Марксом и Ф.Энгельсом, т.е. в теоретической системе марксизма, был заложен императив перехода от «предыстории», т.е. стихийной истории (К.Маркс отмечал, что культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню), к «подлинной истории», т.е. к истории управляемой на базе плановой экономики, или иными словами, перехода к управляемому социально-экономическому развитию.
Следует напомнить глубокое определение коммунизма Марксом, которое редко цитируется в современных работах (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 116):
«Коммунизм как положительное упразднение частной собственности и в силу этого подлинное присвоение человеческий сущности человеком и для человека… есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой».
Комментируя это определение коммунизма Марксом, я в своей работе, опубликованной в начале этого, 2021-го, года, – «Диктатура кажимости на фоне рыночного экоцида основ жизни России и человечества на Земле», подчеркивал (процитирую это место):
«Коммунизм есть, таким образом, по К.Марксу:
- с одной стороны, «подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека», т.е. становление истинного человека, и соответственно – истинного разума, который начинает управлять своей историей, делая её истинно гуманной, человечной;
- а, с другой стороны, «действительное разрешение противоречия между человеком и природой», т.е. превращение истории, – если опираться на разработанную научно-мировоззренческую систему Ноосферизма, развивающую учение о ноосфере В.И.Вернадского в современных условиях действующего императива экологического выживания человечества, – в ноосферную историю…».
Таким образом, Русский Прорыв Человечества к социализму в форме Великой Русской Социалистической Революции (концепция Великой Русской Социалистической Революции была представлена мною в книге «Владимир Ильич Ленин: гений Русского Прорыва человечества к социализму», объемом 492 с., опубликованной в 2010 году) был одновременно Прорывом человечества к новой, совершенно невиданной системе экономического развития на основе планирования этого развития (знаменитые «сталинские пятилетки»).
Анри Барбюс, французский писатель и коммунист, в своей знаменитой книге «Сталин», написанной в начале 30-х годов, после посещения СССР, писал:
«Гигантская система планирования, охватывающая своей сетью целые страны и большие периоды, есть порождение советской власти. Но эта идея распространяется по всему миру. Если конкретное свое существование она получила в СССР, то в других местах она существовала абстрактно, на словах. Советский Союз никогда не имел возможности заимствовать что-либо у других стран (замечу по этому поводу, что ему и нечего было заимствовать у кого-либо в мире, потому что СССР был первооткрывателем социалистической истории человечества). Но другие страны сделали у него много заимствований, в том числе и это. Они даже извлекли из идеи планирования понятие управляемой экономики (замечу, что плановая экономика и есть управляемая экономика, поскольку реализованный план экономического развития (на 5 лет) СССР и есть эффективное управление этим развитием на базе общественной собственности на средства производства), прикрываемое кое-какими претензиями интернационального порядка… Да, да, управляемая экономика. Для человечества нет другого выхода из положения. Это действительно универсальное средство… Управляемая экономика подобна миру между государствами: если её начать резать на части, то она существовать не может (замечу, что сделали Б.Н.Ельцин, А.Б.Чубайс, Е.Т.Гайдар с помощью приватизации и рыночных реформ в 90-е годы, в результате чем экономическая мощь России упала в 2 раза)… Само собой, – размышляет Барбюс, – что именно в материалистических планах всего более разума. А если мы учтем рациональность всех форм социализма, непосредственность и простоту его связей со всем многообразием действительности, то точнейшее выполнение заданий плана окажется вполне естественным, как бы круты ни были намеченные кривые. Это было бы чудом, если бы это не было социализмом, – говорил Сталин».
Эту характеристику советской социалистической плановой экономики, её удивительные, просто «космические» достижения, подтвердили, спустя более 80 лет, исследования российского ученого-политэконома и мыслителя нашего времени В.Ю.Катасонова в книге «Экономика Сталина» (416 с.), опубликованной в 2014 году, а также недавно изданная книга А.Галушки, А.Ниязметова, М.Окулова «Кристалл роста: к русскому экономическому чуду» (380с.). Именно эта плановая экономика в СССР, по результатам исследований авторов, представленных в «Кристалле роста», с 1929 года по 1955 год, за 26 лет, несмотря на понесенные людские потери в Великой Отечественной войне (1941 – 1945гг.) в 27 миллионов человека, население СССР увеличилось на 46 миллионов человек, а средняя продолжительность жизни увеличилась на 26 лет (цитирую по газете «Завтра», 2021г., сентябрь-октябрь, №38(1448), с. 6). Замечу, что управляемая советская экономика в СССР требовала опережающего развития науки и образования, превращения советской страны в мощную научно-образовательную державу, и это было выполнено уже в «эпоху Сталина».
Еще раз обращаю внимание моих слушателей – на ноосферное измерение коммунизма, как такого социального строя и такого общества, которые обеспечивают научное управление социально-экономическим развитием, на основе планов, и соответственно – историческим развитием, да еще в такой форме своего взаимодействия с Природой, которое разрешает фундаментальное противоречие между человечеством и природой, сопровождавшее его на протяжении всей стихийной истории – «предыстории» по К.Марксу.
Именно в данном контексте появился, именно в СССР, благодаря научным исследованиям В.И.Вернадского, учение о переходе Биосферы в Ноосферу, как законе глобальной эволюции Биосферы. Появился в наше время вырастающий на базе его развития, – теоретический комплекс Ноосферизма в конце ХХ-го и в начале XXI века, как результат моих исследований и моих научных соратников, выдвигающий стратегию выхода человечества из экономического тупика истории в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, именно – как переход к научному управлению социоприродной эволюцией. Всё это позволяет взглянуть на историю СССР, как своеобразную «репетицию» Ноосферного Порыва человечества в XXI веке.
Известный ученый-марксист, политэконом и философ Ричард Иванович Косолапов в статье «Формула Сталина», опубликованной в газете «Советская Россия» к очередной годовщине со дня рождения И.В.Сталина 21 декабря 2010 года, так подтверждает это моё положение:
«Сталин, как и Ленин, во всей своей многогранности, дорастали до ноосферного уровня, однако после него рост был приостановлен. Человечество в лице ведомой им (Р.Н.Косолапов имеет в виду И.В.Сталина) партии, советского рабочего класса, народа совершило прорыв – переход в ноосферу, но закрепить его и расширить мог своим натиском только мощный кадровый «второй эшелон», подготовить который Сталин и не сумел, и не успел. При колоссальном размахе во второй половине ХХ века научно-технической революции, качественно сказавшейся особенно заметно в развитии и совершенствовании массовых информационных технологий, то есть инструментария мыслящего мозга, – будто бы в насмешку над ним – произошёл пугающий интеллектуальный социально-нравственный спад.
Задачу полноценного перехода в ноосферу не знающая жалости ирония истории сдвинула на два – три поколения вперед».
Так писал Р.И.Косолапов более 10-ти лет назад. Замечу, отдавая должное памяти о крупнейшем ноосферном мыслителе-марксисте Р.И.Косолапова, ушедшего от нас в начале 2020 года, что ноосферный этап в развитии марксизма ленинизма Ричард Иванович рефлексировал постоянно в последние 20 лет, и этому посвятил около десятка страниц в своей книге «Истина из России» (2004). Он подчеркивал, что социализм и становление ноосферы требуют перехода от стоимостной экономики к потребительностоимостной экономике, причем такой, в которой происходит ноосферное расширение содержания потребительной стоимости.
Он писал («Истина из России», с. 356):
«Эволюция Ноосферы предполагает, можно сказать, распространение понятия «потребительная стоимость» на весь тот опыт человечества, в котором в той или иной форме была достигнута гармония между историческими силами природы и социальной практикой. Это значит, что в преддверии строительства Мира разума уже не просто неверно, а просто преступно рассматривать в качестве объективной реальности лишь материальную практику человечества, до сих пор отделяемую от его духовной работы, то есть главным образом физический труд и его результаты… исторический материализм призван отбросить невежественное неприятие в качестве объективной реальности также всей истории общественного сознания…».
Возвращаясь к истории СССР, к её сталинскому периоду, я не могу не указать на принятый Постановлением Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) в октябре 1948 года сталинский план под названием «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высокого устойчивого урожая в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». Этот план можно назвать «ноосферным проектом И.В.Сталина». Именно так я его охарактеризовал в монографии 2019 года, посвященной 140-летию со дня рождения И.В.Сталина, – «Сталин и Победа в Великой Отечественной войне – символы высоты духа советской цивилизации» (с. 194). В то время в печати этот «план» сразу стал называтся «сталинским планом преобразования природы». Комплексная программа научного регулирования взаимодействия аграрного комплекса страны с Биосферой предполагала, что за 15 лет будут отвоеваны у степной зоны и включены в сельскохозяйственный оборот 120 миллионов гектаров земли, высажены более 4-х миллионов гектаров леса и созданы государственные полезащитные полосы длиной свыше 5000 километров. Эти полосы должны были предохранять поля от жарких юго-восточных суховеев.
Кроме основных государственных лесополос тянущихся на сотни километров, высаживались лесополосы местного значения вокруг полей, по склонам оврагов, вдоль старых и новых водоёмов, на песках и т.п.
Подчеркну (здесь я опираюсь на статью Н.Сапелкина в газете «Завтра», декабрь 2011 года, «Свернутые проекты Сталина»): это позволило в первый же год реализации сталинского плана получить высокие урожаи: зерновые дали прирост урожайности до 30%, овощи – до 70%, травы – до 200%. Была создана прочная кормовая база для развития животноводства.
Эта ноосферно-социалистическая линия И.В.Сталина, к сожалению, не получила развития у последующих руководителей советского государства и коммунистической партии, начиная с Хрущева. Думаю, именно потому, что марксизм-ленинизм в своём развитии в СССР со времени Хрущева стал отставать в своем развитии от «вызовов» истории, и в первую очередь именно тех «вызовов», которые отражали стремительно развивающийся глобальный экологический кризис, начиная с рубежа 50-х – 60-х годов ХХ-го века.
- 4 -
СССР не ушел из Истории, он не остался только в прошлом, наоборот, он в «глубинной толще» исторического потока, как «подводная лодка», переместился в Будущее, и именно оттуда светит нам своими «прожекторами». Социализм – в новом, ноосферном качестве – есть единственное будущее человечества. Становление Ноосферного Экологического Духовного Социализма на Земле – и есть единственная стратегия спасения человечества от этой экологической гибели (возможно – даже в XXI веке), неотвратимой на рыночно-капиталистическом пути развития.
Остался еще один вопрос, на который необходимо ответить, – и ответ на этот вопрос входит в теоретический базис Ноосферизма.
Почему именно в ХХ-ом веке, вернее – к рубежу 50-х – 60-х годов, разразился глобальный экологический кризис, который к концу этого века обрел системный масштаб первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы?
Мой теоретический ответ: потому что в ХХ-ом веке произошел скачок в энергии воздействия мирового хозяйства на Биосферу (в свою очередь заимствованную у Природы, благодаря успехам в науке и успехам в разработках технологий в добыче энергии) в 10-ть в 7-й степени раз. Это позволило мне определить весь ХХ-й век как «Большой Энергетический Взрыв» в социальной эволюции человечества. Скачок в энергетике воздействия мирового хозяйства, или, другими словами, мировой экономики, на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы проявил несовместимость стихийных регуляторов развития, в том числе рынка, института частной собственности, капитализма в форме глобального империализма мировой финансовой капиталократии и др., и большой энергетики воздействия человечества на Природу.
Действует открытый и сформулированный мною Закон интеллектно-информационно-энергетического баланса, который только увеличивает роль императива перехода человечества к управляемой ноосферной экономике (вспомним рассуждения Анри Барбюса об «управляемой экономике» почти 90-летней давности) и Ноосферному Экологическому Духовному Социализму, который только и может обеспечить научное управление социоприродной эволюцией.
Этот закон формулируется так:
- чем больше по своей мощи энергетическое воздействие хозяйства социальной системы (общества) на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля, тем более долгосрочным со стороны «интеллекта этой социальной системы» – «общественного интеллекта» должно быть обеспечено прогнозирование возможных негативных экологических последствий от такого воздействия, и тем более долгосрочным должно быть стратегическое управление социоприродной эволюцией, предполагающее в свою очередь научно-образовательное общество и синтез науки и государственного управления (государственной власти).
Именно несоблюдение этого Закона в системе оснований рыночно-капиталистического развития, как стихийного, или спонтанного, в ХХ веке породило в виде первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы Экологические Предела такому развитию.
Принцип стратегии экологического спасения человечества на Земле – это переход его к форме своего развития на базе научного управления социоприродной эволюцией, удовлетворяющего требованиям Закона интеллектно-информационно-энергетического баланса (или соответствия).
Россия, опираясь на опыт истории СССР, на успехах Русской Ноосферной Научной Школы мирового уровня, в том числе на Ноосферизм, как научно-мировоззренческую систему, определяющую императив становления на Земле Ноосферного Экологического Духовного Социализма, должна возглавить Ноосферный Прорыв человечества в XXI веке. К этому выводу приходят многие мыслящие люди в России.
Наступила Эпоха ноосферной эмансипации человека. В научно-философском очерке «Ноосферная эмансипация человека», опубликованном недавно, в августе этого, 2021-го года, я указывал на следующий важный момент, диктуемый стратегией экологического спасения человечества (с. 55):
«Эмансипация человека, о которой, как об историческом императиве, размышлял К.Маркс в статье «К еврейскому вопросу», в XXI веке приобретает новые смыслы, превращается в ноосферную эмансипацию человека, т.е. освобождение человека от риска экологической гибели его как биологического вида на Земле по рыночно-капиталистическим причинам, через «Роды» в лице Человечества, «Действительного», т.е. Ноосферного, Разума и становление новой формы его взаимодействия с Биосферой в форме управляемой социоприродной эволюции. Коллективный Разум человечества становится «Разумом («мозгом») Биосферы», т.е. Ноосферно-Управляющим Разумом».
Ф.И.Тютчев написал более 150 лет назад: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».
Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это «роковые годы и десятилетия», с позиции вечности – «минуты роковые», которые стали признаком бытия современного человечества и современной России.
Миссия России – российской цивилизации в XXI веке – это ноосферная миссия. К её реализации она призвана всей своей предшествующей историей, историй русского народа – скрепа и носителя той полиэтнической кооперации на территории под именем «Россия», которая не имеет себе равных в мире. В истории России, как самой холодной цивилизации на Земле, с высокой энергетической стоимостью воспроизводства жизни и с самой большой территорией, закон кооперации всегда был ведущим.
Теперь наступает Эпоха Планетарной Ноосферной Кооперации всех народов на Земле, Ноосферного Союза Цивилизаций. Кому, как не России, возглавить движение человечества в этом направлении, потому что Закон Кооперации становится законом экологического выживания человечества на Земле.
СССР дал первый исторический опыт планово-управляемого развития социалистической кооперации народов и этносов, которая носила гордое название «советский народ».
Теперь императив ноосферного развития человечества снова требует такой же кооперации, но теперь уже в планетарном масштабе. А такая кооперация возможна только на базе Ноосферного Экологического Духовного Социализма.
В книге, состоящей из моих очерков, под названием «Ноосферизм: новая парадигма бытия человека, и развития цивилизации на Земле и в Космосе» (2020) в «Очерке шестом: Размышление о «родах» ноосферного человека» я так оценил значение советской истории для Будущего:
«…не смотря на все противоречия советской истории, не смотря на этот трагический урок истории, который оставила гибель СССР, и который только высветил конфликт, и одновременно проблему, связанную с выживанием человечества в ХXI веке, – между рыночно-капиталистическим расчеловечиванием человека через искушение деньгами («Сатана там правит бал, люди гибнут за металл») и социалистическим восхождением человека к своей истинной сущности, к вдохновенному творчеству, к «труду-заботе», обращённому к деланию благополучия для всех, – к сущности, свободной от мотивации прибылью и материальным богатством, императив выживаемости человека на Земле требует социализма и нового ноосферного человека, способного взвалить на себя духовно-нравственную ответственность, подкрепленную знаниями, за Будущее всей системы жизни на планете – Биосферы».
В 2022 году в конце декабря мы отметим 100-летие со времени образования СССР. У этой 100-летней истории есть еще один урок – урок ноосферного прорыва, начавшегося в СССР. Причем в XXI веке наступает время его развития в новом качестве! – И теперь уже в планетарном масштабе!
Справка об авторе
Субетто Александр Иванович: первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, директор Центра ноосферного развития Северо-Западного института управления – филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, профессор кафедры истории религии и теологии Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества, член Экспертного Совета по региональной и муниципальной науке Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации.