Доклад Гусев О.М. 08 октября 2021
Доклад: «Первичные профессиональные сословные структуры, как форма народного самоуправления»
Докладчик: Гусев Олег Михайлович, журналист, автор книг о русском народе и России, главный редактор Всероссийской газеты «ЗА РУССКОЕ ДЕЛО». УД № 989, Санкт-Петербург.
ПЕРВИЧНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СОСЛОВНЫЕ СТРУКТУРЫ КАК ФОРМА НАРОДНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (На основе концепции, предлагаемой народным академиком Ю.И. Слащилиным)
За основу данного выступления приняты: Программа и Декларация Российской Трудовой партии России, Учредительный съезд которой прошёл 2-3 мая 1997 г. в СПб., а также статья академика МАИ, председателя Российского неформального сообщества «Народный опыт» Юрия Ивановича Слащилина «Низовые профсоюзы как форма народного самоуправления, самовладения, самоконтроля» (газета «Жизнь Земная», №2, 1997 г.).
Предисловие
Нас выкидывают за ворота жизни без средств к существованию, обрекая на медленную смерть. Нам нагло сокращают жизнь, используя наше бесправное положение. Приходится констатировать, что мы оказываемся безоружными и неорганизованными для борьбы за свои права, и, как ни обидно это признавать просто неумными. Не умными, потому что не учимся на своих ошибках и обрекаем на их повторение своих детей и внуков.
- А что я могу? - может возразить сейчас каждый.
В одиночку, действительно, мы не можем противостоять нашим врагам, применяющим жёсткую многосложную систему нашего порабощения. Потребуется объединение сил. Ведь издревле говорилось: «Берись дружно – не будет грузно». Только всем миром мы сможем развалить дьявольский механизм и построить свою систему взаимозащиты – систему народного самоуправления.
Хорошо забытое старое
Профессиональные союзы – вот то первое, что приходит на ум, когда думаешь о необходимости коллективной защиты. Но память выносит на поверхность тягостные воспоминая о «социалистическом соревновании», о «школе коммунизма», о беспросветной болтовне и уникальной бесхребетности профсоюзов.
Сейчас страну повернули на строительство развитого капитализма, и выяснилось, что наши бесхребетные профсоюзы оказались неожиданным подарком новым хозяевам, поскольку руководители профсоюзов легко идут на компромисс с властью.
Многие из числа благонамеренных и честных профруководителей попросту не имеют опыта борьбы в новых условиях, не вледеют концептуальными знаниями, не располагают финансовыми резервами (например, для забастовки), не имеют системы самозащиты и вообще ничего не имеют, кроме Устава, тщательно откорректированного властями, чтобы профсоюз ничего не имел, не смел, не мог.
Опереться на такие профсоюзы – все равно, что довериться в бурю слепому кормчему: утопит корабль. А если и выведет к берегу, то посадит на рифы.
Сегодня стали появляться всевозможные новые профсоюзы: коммерческие, деловые, особые… Но суть осталась той же – не помогать народу, а обуздать его. Ещё – позволить организаторам этих «новых» профсоюзов наживаться на потребности людей в коллективной защите, манипулировать их голосами, приобретать авторитет и весомость для своей политической борьбы. Для народа множественность профсоюзов лишь усугубляет положение безысходности.
И, тем не менее, выход есть! Но всё по порядку…
Профсоюзы были созданы в XIX веке на основе существовавших в России профессиональных сословий. Это и было семенем профсоюзов. Для нас это чрезвычайно важно знать. То, что вы не знаете предысторию профсоюзного движения, говорит о том, что её намеренно вычеркнули из учебников, изъяли из библиотек, предали забвению. Появились без папы и мамы? В начале якобы как общество взаимопомощи.
А вот это уже наиважнейшая информация. Спрашивается: куда подевалась эта «взаимопомощь», если она всё-таки была? Почему её нет в современном профсоюзном движении? «Школа коммунизма» была, «организация социалистического соревнования» была, а самый главный жизненно важный вопрос для всех трудящихся – взаимопомощь – почему-то забыли.
И не случайно! Потому что людям нужно не участие в «социалистическим соревновании», а именно взаимопомощь в процессе обеспечения себя и своих семей средствами проживания. Они хотят справедливого заработка за добросовестное участие в общественном производстве, коллективной защиты от произвола работодателей, обеспечения старости и т.д.
До появления профсоюзов эту взаимопомощь обеспечивала народу ОБЩИНА.
Это слово у нас не в чести. Система образования, под влиянием которой мы до сих пор находимся, сделал всё возможное, чтобы исказить понятие общины, превратить его в символ безнадёжной отсталости и архаичности, как соха или лапти. Но по своей сути община – самая естественная и действенная форма человеческого общежития, взаимопомощи, выживаемости. А всё потому, что община – это самоуправляющаяся организация людей. Или самоуправляющееся экономическое производственное образование, покоившееся на общественной собственности на средства производства, на коллективном труде, на естественной форме распределения между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и на совместном распределении и потреблении производимого продукта или заработка.
В общине всё делается по справедливости, а справедливость гарантируется традиционной русской нравственностью.
Община создала и свои формы самоуправления – сход, Вече или круг, как у казаков, на которых принимались решения, обязательные для исполнения каждым. Причём важнейшие вопросы решались общим согласием. Этим обеспечивалась круговая порука: «все за одного, и один за всех», «в миру виноватого нет», «мир один Бог судит». При таких устоях народной организации не удивительно, что антинародные правительства всех режимов стремились подавить общинное самосознание. А нам с вами, народу следует противостоять таким устремлениям власть предержащих и воссоздать общину для защиты своих интересов, создать на общинных принципах первичные профессионально-сословные структуры.
Семья – община – сословие
Семья – основа основ государства. Созидатели семьи - муж и жена – самые ответственные лица как за дела своей семьи, так и за государственные, поскольку являются его опорой.
Но главы семей упорно и изощрённо отодвигаются от решения государственных вопросов из-за навязанных им убеждений, что мы все – маленькие людишки, от которых ничего не зависит Пыль!.. Или винтики сложного механизма, не более… И это из века в век внедряется людям в сознание образованием, культурой, пропагандой, церковью и пр. Внедряется как управленческий приём с единственной целью, чтобы человек труда забыл, что он величайшее творение, созданное по подобию Божьему. Чтобы «не возникал», не протестовал против произвола власть предержащих и даже не догадывался, что имеет право на достойную жизнь.
Но если мы это осознали, то должны и обязаны во имя себя и своих детей, их будущего, прежде всего, раз и навсегда отбросить навязанную нам роль «маленького человека» и стать Большим человеком, как подобает быть отцу и матери – главам семьи.
Ради нового Большого человека труда, способного защитит себя, своих близких и детей, их будущее, каждый человек должен и обязан обрести силу. А она – в объединении людей, в их общем житии, т.е. в общине. Община же – отец и мать сословия.
Слово «сословие» происходит от СО-СЛОВИЯ. Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. Даля, со-словить это говорить согласно одно и то же, одноречить. Сословие – люди общего им занятия, одних прав; звание, состояние, разряд, каста. Сословие селян, мещан, купцов, дворян. Сословие ремесленников, или цех: более тесное братство. Сословие столяров, сапожников, портных и т.д.
Вечные принципы
Основа основ самой общины – это производство материальных благ для обеспечения себе существования. Раньше люди вместе жили и тут же вместе что-то добывали производили. Сейчас в соответствии с «прогрессом» производство отделилось, отдалилось, осложнилось и пр. Но суть его осталась для людей всё той же – обеспечивать себя средствами существования. А потому именно здесь, на производстве, место новой общины, выполняющей роль ПЕРВИЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СОСЛОВНОГО ЗВЕНА как защитника интересов трудящихся и их семей, активного сторонника совершенствования своего производства всё с той же целью.
Профессиональные сословия, основанные на общинных принципах, в нынешнее время - это обретение трудящимися сильнейшего оружия, которое они когда-то уже имели. Но принесёт успех это оружие только при непременном выполнении общинных принципов. Всякое их искажение или смягчение под видом, что они «устарели» - приведёт к поражению. Поэтому уточним эти принципы в процессе описания примерной схемы формирования первичного общинного звена.
«Первичного» потому что всё должно начинаться и завершаться на самом низу любого производства, т.е. с рабочих мест. В соответствии с выполняемыми технологическими операциями они объединены в структуры. Вот эти структуры (звенья, бригады, участки, лаборатории, отделы и т.п.) и составят первичные общинные организации. Это фундамент профессиональных сословий и опора духовной жизни всех его членов.
В низовом звене производственной структуры предприятия все работники хорошо знают друг друга. И лучше любого надзирателя видят свои резервы для повышения заработка. И поэтому собравшиеся сговариваются раз и навсегда стоять друг за друга по принципу «Один за всех, и все за одного!», обеспечивая себе круговую поруку. Эта «круговая порука» после октября 1917 г. сто лет выкорчёвывалась из нашего сознания как явление «несовместимое с социалистическим мировоззрением». Но круговая порука это не только коллективная защита каждого члена общины, но и коллективная ответственность за общее дело. Исходя из жизненных интересов всех и каждого, собравшимся надо выработать концепцию своего коллектива, т.е. определить свои главные цели и способы их осуществления.
От общины – к сословию
Когда создана производственная община, определены, оговорены цели и средства их достижения, принят Устав (Положение) общинного взаимодействия, избран Глава, то следующим шагом должно быть распространение идеи по всему предприятию и создание других производственных общин на рабочих местах. Ведь наша сила в ОБЪЕДИНЕНИИ. И каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит за ним людей, готовых вступиться за него по принципу «Один за всех, и все за одного!».
Собрав единомышленников и создав, к примеру, 3-5 низовых производственных звеньев, можно формировать первичную профессионально-сословную общину завода (фабрики, сельскохозяйственного производства и т.д.) и её Совет. И тогда можно выстроить систему, включающую в себя:
1.Первичные производственные общины;
2.Обединённый (цеховой) Совет первичных общин;
3.Заводской Совет.
Термин «первичные» следует рассматривать особо, поскольку он ключевой, т.е. самый главный. Суть его в том, что вся деятельность общин строится на решениях членов именно ВНИЗУ, а не НАВЕРХУ, как это свершается сейчас в обычных профсоюзах, где избранные на длительный срок лидеры творят произвол якобы в целях защиты интересов трудящихся.
Уловили разницу? Только ВНИЗУ (!) сосредоточена вся полнота власти. Что порешил народ – то и свято. И это решение народа через избранных руководителей передаётся для суммирования в вышестоящее объединяющее звено. Передаётся с чётким наказом делать и отстаивать только то, что порешено, а не иначе. Без какой-либо отсебятины и интриг. С обязательным отчётом о выполнении в строго обозначенный для этого срок. Нарушившие это правило руководители автоматически отстраняются от должности без перевыборов, поскольку они наделяются лишь правом представлять свой коллектив, а не решать за него вопросы.
Как видите, при такой схеме на всех уровнях принимается к руководству только воля низовых производственных общин.
Организационное строение первичной общины надёжно защищает принципы народовластия, не позволяя принимать те или иные решения без согласия её членов. А уж они точно знают, что хотят, и никому, к примеру, не подпишут собственные увольнения. Именно так. Первичные общины ОСТАНОВЯТ массовые увольнения людей с предприятий. Остановят, потому что увольнения работников, честно и добросовестно выполняющих свои трудовые обязанности, будут производиться только с согласия на это общины.
Один из общинных принципов гласит: любые трудности община переживает вместе, а не за счёт интересов отдельных её членов. Это как в большой семье. Ведь не выкидывают из семьи её членов, когда трудно, а стараются пережить тяжёлые времена все вместе.
Экономические трудности не могут служить причиной для того, чтобы выгнать работника, добросовестно выполнявшего свои трудовые обязанности.
В рамках закона «О коллективных договорах и соглашениях» первичные трудовые общины оговаривают порядок приёма на работу к себе в коллектив нового работника лишь при условии переговоров и согласия на это самой трудовой общины.
Объединённый коллективный договор , который будет представляться для подписания с администрацией предприятия представительным органом общины, будет суммой всех первичных колдоговоров и общего коллективного договора, в котором прописаны пункты, защищающие общие интересы всех работников предприятия.
Цеховой и заводской советы
Цеховой Совет производственных общин формируется из руководителей нижестоящих производственных общин. Допустим, пять участков (бригад) выставили пять своих представителей. Эта пятёрка и составит цеховой Совет. Задача цехового Совета производственных общин суммировать волю своих низовых структур и заниматься координационной деятельностью по решению общих проблем для работающих в цехе низовых общин: условия и оплата труда, спецодежда, спецпитание и т.д.
Выбранный из числа членов цехового Совета представитель отстаивает интересы всего коллектива цеха в заводском Совете.
Заводской Совет занимается взаимодействием с дирекцией предприятия по всему спектру проблем, в том числе заключает с ней коллективный договор, утверждённый на общем собрании (Вече) общины.
Нородовластие немыслимо без реального участия трудового коллектива в управлении производством и в распределении результатов его труда. Сегодня же распределением того, что зарабатывается всеми, занимаются те, кто ловко сыграл в афере века под названием «приватизация».
Община и… хозяин
Не торопитесь, господа руководители и владельцы предприятий, с преждевременным отрицанием вышеизложенного. Может получиться так, что в первую очередь вы станете сторонниками производственной общины. Во всяком случае, можно найти среди вас таких, для которых перспективы укрепления России в целом, и ваших предприятий в частности, значат больше сиюминутной выгоды.
Вы, нынешние управленцы и собственники средств производства, в своей деятельности ориентируетесь на… разделение труда. В том числе и на разделение труда на управленческий и на производственный. При этом управленцы за свой труд берут непомерную, монопольно высокую плату… даже тогда, когда со всей очевидностью проявляется их некомпетентное управление: производство стоит, страна без боя сдана зарубежным поставщикам продукции, народ вымирает уже такими темпами, что к сроку вашего «протрезвления» вам просто некем будет управлять.
Предлагается другой подход: не разделение, а объединение и труда, и распределения производимого в обществе. Это предложение может вдребезги разбиться о подводный камень собственности на средства производства. Как же, столько было совершено преступлений, чтобы завладеть ею, теперь – делиться?!
Увы, придётся! При современном развитии производственных отношений частная собственность на средства производства реализуется лишь правом управлять ею. А пока владелец хорошо управляет «своим» приватизированным предприятием, отчисляет государству налоги – он хозяин. А как не справится – банкрот. Поэтому и в народе сейчас поубавилось непримиримых противников частной собственности. Люди поняли, что государство такой хитрый механизм, который особо не разделяет предприятия частников и государственные предприятия – стрижёт всех под одну гребёнку.
В стране кризис управления. Как внизу, так и наверху. В этих условиях привлечение первичных профессионально-сословных структур к участию в управлении производством и распределении доходов становится жизненной необходимостью. Хозяин предприятия с его замашками единоначальника при невозможности «разорваться» и проследить за всем, получает себе в помощники… всех работников предприятия. Причём заинтересованных в повышении производительности труда, качестве продукции, в снижении издержек производства и вообще в стабильной высокорентабельной работе предприятия. Хозяин получит социальную поддержку своей деятельности на рабочих местах, что позволит ему сократить непомерно раздутый штат управленческого аппарата, этих современных надсмотрщиков с компьютерами. И это не голословное утверждение из разряда «желаемого». После Второй Мировой войны и атомных бомбардировок поверженная Япония находилась в положении не лучше нашего после проигранной нами «холодной войны». И первым эффективным управленческим маневром Японии был перенос устоев деревенской общины в заводские и фабричные цеха. Успех превзошёл все ожидания! Вслед за Японией тем же путём пошли Южная Корея, Китай, Индонезия. Как видите, опыт использования общинных принципов в общегосударственном масштабе имеется. Он вселяет уверенность, что получится и у нас.
Наш русский опыт
Нам не надо брать и копировать японскую общину. А надо лишь припомнить свою, опыт жизни которой исчисляется не одним тысячелетием. По своей организации производства и справедливости взаимоотношений ей нет равных в мире. Как было раньше? Государство давало общине землю, возлагало при этом на неё повинности. Давало землю не на каждого члена общины в отдельности, а на всю её, и брало повинности не с каждого члена общины, а со всей общины в целом.
Государство не вмешивалось в дела общины. Община сама распределяла, кто какую нёс долю этой повинности на основе русских принципов жизнедеятельности. Отвечая перед государством за всех членов общины (а это и есть круговая порука, а не тот воровской образ, который нам навязали), община строила свою жизнедеятельность на принципах справедливости, самодостаточности и самостоятельности.
Когда в России стала развиваться промышленность, то тем же путём пошла вперёд городская производственная община – Артель. Заводчики и их подрядчики нанимали на работу артели плотников, каменщиков, кожевников, литейщиков, пекарей и т.д. Мелкие производства, выполнение тех или иных операций (например, когда технологическая цепочка длинна) заводчики отдавали родственным, земляческим и др. общинам вместе со средствами производства, необходимыми для выполнения этих работ. ,
Русская артель давала образцы высокоэффективной работы. С 1838 и по 1917 гг. строительные артели проложили более 90 тыс. км железных дорог. Артельным способом всего за 10 лет была построена Великая Транссибирская магистраль протяжённостью в 7,5 тыс. км. В XVIII-XIX вв. артельные формы труда широко применялись на заводах и фабриках, стимулируя бурное развитие русской промышленности при довольно высоком уровне оплаты труда русских тружеников по сравнению с западноевропейскими странами. Так, например, перед Первой Мировой войной уровень оплаты труда в промышленности России был выше, чем в Англии, Германии и Франции, составляя примерно 85% от достигнутого в США.
Как видите, то, о чём мы можем сегодня только мечтать, у нас уже БЫЛО. Но эти ростки народного самоуправления на производстве были искажены и затоптаны всевозможными иностранными экспериментами, проведёнными и проводящимися до сих пор в России.
А что ещё?..
Структура. Высшие органы первичных профессиональных структур будут для нас пока несколько непривычны. Подойдём к ним концептуально и ответим на вопрос: что мы все хотим?
Все уверены, абсолютное большинство людей хотят нормальный стабильный достаток. Т.е. такой достаток, какой при нынешнем развитии производства все вместе мы можем заработать и предоставить каждому для удовлетворения его демографически обусловленных потребностей. Например, достойную зарплату, пятикомнатную квартиру в городе или дом-усадьбу на селе, среднее образование, 6-часовой рабочий день, оплачиваемый месячный отпуск, автомобиль, пенсию и т.д. Хочешь иметь два автомобиля и виллу за городом – зарабатывай. Речь идёт о минимуме, вполне достаточном для людей со здоровой нравственностью без рудимента стяжательства. Ведь у нас самая богатая страна в мире по природным ресурсам, по интеллекту, в ней живёт - самый трудолюбивый народ!
Нам потребуется особая управленческая структура, нацеленная на её обеспечение. И вот тут можно поскользнуться, т.к. появится множество обещающих эту «нацеленность» на словах, а на деле – очень скоро всё «будет как всегда».
Поэтому у нас не должно быть традиционных управленческих структур, ведомых чиновниками. Для этого органы государственной власти снизу доверху должны формироваться не по партийному, а по профессионально-сословному принципу. Как именно?
Для усовершенствования системы выборов и формирования органов власти в России, значительно снижающей возможность манипулирования общественным сознанием и голосами избирателей со стороны СМИ, политических партий, мафиозно-инородческих кланов и продажных чиновников, предлагается введение принципа профессионально-сословного представительства с учётом национально-пропорционального представительства всех коренных народов России. Суть этого принципа заключается в следующем…
Выборы в Государственную Думу России производятся на основе выбора пяти кандидатов от каждого профессионального сословия. Под профессиональными сословиями понимаются сложившиеся в настоящее время коллективы трудящихся в отраслевых направлениях промышленного и сельскохозяйственного производства, науки, культуры, просвещения и т.д.
Госдума, сформированная на основе этого принципа, выбирает Президента России. Президент России назначает правительство и формирует все Высшие органы власти из членов Госдумы также с учётом национально-пропорционального представительства. Президент и депутаты в Госдуму избираются сроком на пять лет. Такой принцип формирования власти избавит государство от гигантских финансовых затрат на на проведение многоступенчатых избирательных кампаний и обеспечит подлинное народовластие.
Фундаментом же профессиональных сословий явятся первичные производственные структуры, которые, в свою очередь, строго предписывают: по всей лестнице власти снизу доверху, на всех вышестоящих советах принимается к руководству только воля нижестоящих Советов общин (Артелей), т.е. суммируется то, что внизу порешили и предписали верхам. Так автоматически будет осуществляться подлинное народовластие. Без очередных переделов собственности, революций, противостояния белых и красных.
На первый взгляд кажет громоздко, маломаневренно потому, что забыли, как работали наши деды и прадеды. Зато надёжно! В больших делах, касающихся жизни народа, суета не нужна